Дидактические игры на уроках окружающего мира

Хотелось бы представить в помощь учителям начальных классов дидактические игры, которые можно использовать во время урока или при проведении развивающих часов с детьми первого класса

Почему именно игра? На это есть ряд причин.

Первая заключается в том, что многие дети, придя в школу, испытывают трудности Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, справляться с новой ролью ученика. У некоторых детей проявляется недостаточная социальная подготовленность.

Вторая причина. Приходят дети с различным уровнем подготовки к школе, нередко отсутствует мотивационная готовность ребенка к учению. И тут нам поможет игра, которая является для вновь пришедшего первоклассника естественным состоянием. Итак, использование в обучении различных видов дидактических игр имеет ряд преимуществ.

Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении первоклассника.

Для первоклассника дидактическая игра, как на уроке, так и вне его делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями. Дидактические игры положительно влияют на речевое развитие ребенка. С помощью развлекательных моментов можно поддерживать интерес к урокам, желание узнать новое.

Использование дидактических игр, как на уроках, так и вне является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в урочную деятельность или в развивающие часы способствует успешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.

Сейчас очень много литературы где есть большое разнообразие дидактических игр по математике и русскому языку, а такой предмет как окружающий мир остается почти без внимания.

Я привожу лишь некоторые дидактические игры, которые использую на уроках по окружающему миру в первом классе и надеюсь, что они будут полезны учителям начальной школы.

Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания и во внеклассное время, можно разделить на три основные группы:

1. игры с предметами;

2. настольные (настольно-печатные) игры;

3. словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи – фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

Приведем примеры некоторых настольных игр:

«Четвертый лишний». На доске или листе бумаги написаны названия (или нарисовано несколько предметов), например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающий термин оставшимся словам.

«Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству, отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш?», «С какого дерева лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».

«Почта». Ученикам раздаются пустые конверты, покрытые прозрачной пленкой, и набор картинок. Нужно сгруппировать картинки по общему признаку, сложить их в конверт и подписать «адрес» (например, «Злаковые культуры»).

«Зоологическое или ботаническое лото». Большие карты разделены на квадраты (4–6), в которые вписаны слова. Их надо закрыть соответствующими маленькими квадратами с изображением растений или животных. Для сильных учеников вместо слов на больших картах написаны загадки.

Можно рекомендовать лото с изображением различных стадий развития насекомых (растений). Например, на большой карте наклеено изображение взрослого насекомого и оставлены 4 пустые клетки. На маленьких карточках нарисованы различные стадии развития насекомых. Вызванный ученик должен сложить их в нужной последовательности и рассказать о развитии насекомых. При коллективной работе вводится элемент соревнования – кто быстрее сложит.

«Узнай силуэт». Учащиеся должны определить по контуру животное (овощ, цветок, орган человека). Если игра покрыта пленкой, то можно и подписать. Удобно для этих целей использовать силуэты, вырезанные из пластиковых папок.

«Собери картинку». Составление разрезных картинок развивает аналитико-синтетическую деятельность, учит из отдельных частей составлять целое, узнавать целое по части, корригирует пространственную ориентировку.

«Где ошибся художник?» Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок и неточностей в демонстрируемом изображении. Это могут быть игры «Диковинное животное», «Тяни-Толкай», «Чудо-растение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: