Стратегические цели развития газовой промышленности России

Стратегические цели развития газовой промышленности – обеспечение энергетической безопасности страны, включая повышение эффективности и надежности технологических систем, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы; стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на газ и договорных обязательств по поставкам газа на экспорт; развитие единой системы газоснабжения и расширение ее на Восток России; совершенствование организационной структуры отрасли и формирование либерализованного рынка газа; обеспечение стабильных поступлений в доходную часть бюджета и стимулирование спроса на продукцию смежных отраслей (металлургии, машиностроения); усиление экономических позиций России в Европе, СНГ, АТР.

Приоритетные направления развития газового комплекса:

- развитие газовой промышленности Западной Сибири, прежде всего освоение ресурсов газа и конденсата полуострова Ямал, в Обской и Тазовской губах, поддер­жание и развитие добычи газа и конденсата в традиционных районах (Надым-Пур-Тазовское междуречье), включая утилизацию низконапорного газа;

- развитие газовой промышленности европейской части страны, включая шельфы Баренцева (в первую очередь Штокмановкий проект) и Каспийского морей;

- формирование в Восточной Сибири нового центра НГК, включая развитие газовой, нефтяной, нефтегазоперерабатывающей, нефтехимической, газохимической, гелиевой промышленности, воспроизводство и расширение минерально-сырьевой базы УВ;

- полномасштабное освоение УВ шельфа дальневосточных морей и континентального шельфа Тихого океана;

- модернизация существующих и строительство новых газотранспортных систем, дальнейшая газификация промышленности, расширение мощностей по газопереработке и газохимии, воспроизводство и расширение минерально-сырьевой базы газа.

Перспективы поставок газа на внутренний и международный рынки. В настоящее время основные направления экспортных поставок газа из России – Европа и СНГ. В 2009 г. при значительном снижении по экономическим и политическим причинам импорта газа ЕС и СНГ произошло сокращение российских экспортных поставок на более чем 70 млрд м3.

В этих условиях стратегическая задача государства – выход на тихоокеанские рынки сетевого и сжиженного газа, на которых в последние десятилетия, вне зависимости от конъюнктуры энергетических цен, наблюдался быстрый рост спроса на УВ. Потребление газа в регионе в 2009 г. превысило 500 млн м3, импорт (в виде СПГ из регионов вне АТР) – более 70 млрд м3. Имеет место устойчивая тенденция увеличения внешних поставок в результате увеличения спроса на газ при снижении добычи. В настоящее время начаты поставки СПГ с Сахалина на рынки АТР, главным образом в Японию и Корею.

Один из важных приоритетов – формирование в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых центров газовой, газоперерабатывающей, нефтехимической, газохимической, гелиевой промышленности, расширение Единой системы газоснабжения на Восток, организация коммерчески эффективных поставок газа и продуктов его глубокой переработки на Тихоокеанский рынок (в страны АТР, на Тихоокеанское побережье США).

В перспективе в России будет происходить как рост использования газа внутри страны, так и увеличение экспортных поставок. При благоприятном для России развитии систем транспорта газа поставки из Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана в Россию либо через территорию России в третьи страны могут быть доведены до 70 – 80 млрд м3.

Коммерческое и технологическое потребление газа в России прогнозируется в 2020 г. на уровне 514 – 556 млрд м3, в 2030 г. – 578 – 635 млрд м3; при осуществлении эффективной экспортной политики уже в ближайшие годы произойдет восстановление и укрепление российских позиций на европейском направлении, а средне- и долгосрочной перспективе могут быть организованы крупномасштабные поставки в АТР и Северную Америку.

Поставки газа в Европу и Турцию могут составить 113 – 221 млрд м3 в 2020 г. и до 198 – 227 млрд м3 в 2030 г. Экспорт газа в АТР и Северную Америку может быть доведен до 30 – 120 млрд м3 в 2020 г. и до 70 – 190 млрд м3 в 2030 г.

Создание нового международного газового картеля может стать результатом экономической интеграции стран – участников Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ).

Возможности координации ценовой политики на газовом рынке с другими поставщиками. В последнее время активно обсуждается идея координации производственной и сбытовой политики стран-экспортеров газа с целью повышения цен, их стабилизации на обоснованно высоком уровне по аналогии с нефтяным рынком, где важным регулятором выступает картельное соглашение – ОПЕК. В 2001 г. в Тегеране был учрежден Форум стран – экспортеров газа (ФСЭГ), участниками которого к настоящему времени являются Алжир, Боливия, Египет, Экваториальная Гвинея, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, Венесуэла, а наблюдателями – Казахстан, Нидерланды и Норвегия. В течение нескольких лет форум действовал в качестве свободной организации и не имел устава. Стремление России к его организационному оформлению усилилось во второй половине 2000-х гг. и было тесно связано с «газовыми войнами», на протяжении нескольких лет возникавшими с Украиной. В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар согласовали создание «газового ОПЕК» в качестве более четко оформленной структуры, а в декабре 2008 г. на встрече в Москве был утвержден устав ФСЭГ. По словам министра энергетики РФ С. Шматко стороны договорились об обмене информацией по прогнозам и реализации программ, порядке взаимоотношений со странами-потребителями газа, применении новых технологий и организация совместной работы по сжиженному природного газу.

Несмотря на то, что никаких ограничений по объемам и стоимости поставляемого на рынок газа участие в «газовом ОПЕК» не накладывает, и, ввиду специфичности газового рынка, вряд ли будет накладывать, располагающие крупными запасами газа южные страны СНГ – Казахстан, Узбекистан, Туркмения и Азербайджан – относятся к членству в этой организации довольно настороженно. Основных причин такого поведения две: стремление диверсифицировать свои экспортные маршруты, присоединившись к лоббируемым странами Запада, то есть потребителями газа, проектам газопроводов в обход России, и конфликты между самими странами-производителями газа, включая конкуренцию по поводу объемов поставок через трубопроводную систему России и споры по поводу принадлежности нефтегазовых месторождений.

Однако, в ходе работы ФСЭГ сделаны попытки принять решения по регулированию газового рынка. Было предложено координировать усилия в части добычи и поставок, в том числе использовать политику согласованного сокращения добычи газа для обеспечения стабильно высокого уровня цен. Выражая озабоченность недооценкой газа, большинство участников форума, имеющих сырьевые и инвестиционные возможности (Россия, Катар, Ливия, Египет и др.), тем не менее, планируют увеличивать добычу газа.

Неудачей закончились и попытки Газпрома консолидировать производителей газа в нечто вроде картеля ради повышения цен. Руководители энергетических ведомств России и Катара не достигли договоренности о сотрудничестве в газовой сфере и смогли подписать лишь совместное, ни к чему не обязывающее заявление. Продекларирована возможность участия Газпрома в проектах по производству сжиженного природного газа в Персидском заливе, а катарской газовой компании Rasgas – на п-ве Ямал.

Приоритеты экспортной политики России.В настоящее время большинством стран-экспортеров газа продекларировала возможность координации дейст­вий для регулирования цен на газ (как первого шага к созданию «газовой ОПЕК» на базе ФСЭГ), однако на практике, в условиях фактического несовпадения интересов, каждый участник реализует собственную стратегию. Отсутствуют реальные механизмы такого взаимодействия на государственном уровне с учетом значительных политических, организационно-экономических и технологических различий.

В этих условиях, исходя из устойчивых геополитических и экономических интересов страны, региональных процессов в мировой экономике, тенденций в международной системе энергообеспечения, Россия заинтересована в: усилении национального суверенитета над ключевыми отраслями экономики, прежде всего, неф­тегазовым комплексом; диверсификации экспортных поставок, контроле над поставками газа из других регионов мира.

Целесообразно формирование контролируемых российскими компаниями, прежде всего Газпромом, «Роснеф­тью», ЛУКОЙЛом, ТНК-ВР и «Зарубежнефтью», поставок сетевого и сжиженного газа не только из России, но и из других регионов мира. Газпром как глобальная энергетическая компания имеет возможность вхождения в проекты поставок СПГ, организуемых международными и транснациональными компаниями, из различных регионов мира по схеме замещения (SWAP), а также в обмен на их ограниченный допуск к проектам на территории Западной и Восточной Сибири, шельфе дальневосточных и арктических морей. Недопустима передача крупных пакетов российских нефтегазовых компаний иностранным инвесторам без получения соответствующих уступок по доступу к добывающей, транспортной и перерабатывающей инфраструктурам и вхождению российских компаний в инвестиционные проекты на территории этих стран.

Активное сотрудничество с традиционными и новыми крупными странами – экспортерами и импортерами газа, несомненно, является важнейшим направлением усиления экономических и геополитических позиций России в мире, диверсификации экспорта, повышения структурной и территориальной сбалансированности нефтегазового комплекса, обеспечения экономической безопасности страны. Главный принцип взаимодействия – обоснованное усиление российских экономических позиций на территории стран-производителей и импортеров газа при сохранении национального суверенитета над стратегическими объектами в России.[38]

3.3. Газовый ОПЕК: выгоды, проблемы и перспективы РАЗВИТИЯ

Согласно основному сценарию, опубликованному МЭА во Всемирном энергетическом обозрении за 2006 год, потребление газа в ЕС возрастет к 2030 году по сравнению с существующим уровнем где-то наполовину (до 700 млрд. куб. м в год). Поэтому понятно желание России и других стран – поставщиков природного газа стабилизировать объемы и цены поставок на возможно более высоком уровне.

Как уже было отмечено, Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран–производителей и экспортеров газа (газовая ОПЕК). На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль-Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.

«На этой встрече были приняты великие решения. Представители трех стран, являющихся мировыми лидерами по запасам газа, заявили, что заинтересованы и будут со всей серьезностью заниматься созданием Организации стран–экспортеров газа»,– заявил министр нефти Ирана. Итоговый документ, как пояснили участники переговоров, должен быть представлен на заседании министров иностранных дел государств?– членов Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ).

Предполагается, что Организация стран – экспортеров газа будет сформирована по подобию нефтяной ОПЕК. Процесс согласования устава будущей структуры проходил в несколько этапов. В разные периоды стороны заявляли о неготовности вступать в газовый картель.

Идея создания. Сама идея создания газовой ОПЕК принадлежала Ирану. 28 января 2007 года высший руководитель Ирана Аятолла Али Хаменеи на встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Владимир Путин на это предложение не ответил, но во время своего визита на Ближний Восток в начале 2008 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Ожидалось, что о создании газовой ОПЕК объявят в апреле 2007 года в Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза.[39] Тем не менее в октябре 2007 года на заседании комитета в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению этот проект, и уже в ноябре отредактированный вариант был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства России.

В конце января 2008 года участники Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), куда входит и Россия, обсуждали возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» посчитали, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласовать позиции участников ФСЭГ было решено на следующем заседании комитета.

Окончательного создания газовой ОПЕК ожидали еще летом 2008, на форуме в Москве, проведение которого было намечено на июнь. Однако мероприятие так и не состоялось - из-за кардинальных противоречий между Россией и Ираном было принято решение отложить московскую конференцию. Кроме трех крупнейших производителей газа, в этом форуме должны участвовать также Алжир, Индонезия, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Египет, Тринидад и Тобаго и Венесуэла. Вместе эти государства контролируют более 60 процентов запасов «голубого топлива».

Особое беспокойство картельные планы газопроизводителей вызывают в Европе. Это объяснимо: по мнению ведущих исследовательских центров, в долгосрочной перспективе следует исходить из того, что объемы потребления газа будут нарастать. Согласно последним прогнозам, потребление газа в Европе к 2020 году может возрасти примерно до 640 миллиардов кубометров. Одновременно с этим наметилась явная тенденция к сокращению собственного производства, поэтому зависимость Европы от импорта сильно возрастет.

Многие эксперты, в том числе европейские, отрицают прямую связь между объединением поставщиков газа с ростом его цены. Во‑первых, большинство поставок газа в мире осуществляется по долгосрочным контрактам, где цены на газ привязаны к ценам на нефть. Во‑вторых, повышение газовых цен может ударить по самим странам-экспортерам, поскольку многим потребителям станет выгоднее перейти на уголь или возобновляемые источники энергии или же развивать атомную энергетику.

Одним из немногих крупных экспортеров газа, который выступил резко против газовой ОПЕК, является Норвегия.

Выгоды и перспективы развития. России участие в картеле позволит решить вопросы с доступом к глобальному рынку газа в условиях, когда добыча нефти становится все сложнее, ее запасы постепенно иссякают, а добыча газа растет очень быстрыми темпами. Кроме того, это также даст возможность Москве утвердить лидирующую роль среди стран – экспортеров газа. И не только в силу того, что наша страна – самый крупный газовый экспортер в мире. «Именно от России сейчас ожидают решающей политической роли по согласованию позиций внутри будущей организации. Ни Иран, ни Катар такую задачу выполнить не способны»,– сказал РБК daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

Создание газовой ОПЕК приведет к более скоординированному взаимодействию экспортеров газа, к усилению их политического влияния и даст определенный перевес при ведении переговоров с Западом. К тому же производители и экспортеры газа заинтересованы в проведении собственной ценовой политики, независимой от мировой нефтяной конъюнктуры. В настоящий момент цены на газ привязаны к корзине цен на нефтепродукты.

Между тем нечто подобное уже существует в Южной Америке: имеется в виду «Южноамериканская организация производителей газа» с участием Аргентины, Боливии и Венесуэлы. Среди прочих задач этой организации – регулирование региональных цен на газ.

Эксперты считают, что объединение газодобывающих государств не станет таким же влиятельным, как Организация стран-экспортеров нефти, так как сделки с газом заключаются на долгосрочной основе, лишая продавцов гибкости в ценообразовании. Некоторые газовые контракты остаются в силе уже более 25 лет и включают в себя формулы для предотвращения резких скачков цены на этот энергоноситель. Аналитики считают, что разрозненная структура газового рынка, на котором поставки в различные регионы распроданы заранее, надолго и привязаны к ценам на нефть, вряд ли позволит экспортерам найти общие точки соприкосновения для совместной работы так, как это происходит в ОПЕК с нефтью,– по крайней мере, в ближайшее время.

Пока сложно сказать, насколько эффективной будет координация интересов в рамках единой организации, это вопрос среднесрочной перспективы. Наибольший выигрыш от учреждения газовой ОПЕК просматривается для стран и компаний, экспортирующих сжиженный газ. Для России, как лидера по запасам, добыче и экспорту газа, безусловный плюс участия в газовом картеле в том, что она сможет влиять на ценообразование газа и к тому же ей представится возможность влиять на политику всех основных производителей. В то же время членство в официальном картеле будет ко многому обязывать. Необходимо знать конкретные обязательства, которым Россия должна будет следовать, чтобы более основательно говорить об этом. По итогам встречи на саммите в Москве, который прошел в июле 2013 года президент России Владимир Путин призвал объединить усилия для защиты интересов стран-экспортеров газа и отметил рост давления на них. Предложил не оказывать давления на потребителей. Если изменить принципы поставок на основе долгосрочных контрактов, "отвязать" цены от стоимости нефти и нефтепродуктов, снизить уровень обязательных к отбору объемов, то это не только нанесет удар по производителям газа, обернется серьезными издержками, но в конечном счете подорвет энергетическую безопасность самих стран-покупателей.

Цели вступать в картельные сговоры нет, заверил Путин. Форум создавался как площадка для обмена информацией и выработки единых подходов. "Отличие в том, что ОПЕК определяет квоты на добычу нефти стран-участниц и тем самым влияет на формирование цены на международных площадках", - объяснил президент. А у газа таких площадок нет. О квотовых ограничениях на ФСЭГ ни разу не говорили, заверил он.

Глава государства прокомментировал и "сланцевую революцию". В США такая добыча развивается, но она дороже в пять раз. У России достаточно возможностей и для развития сланцевого газа, и для добычи обычным образом, подчеркнул Путин: "Триллионы запасов: обеспечим и себя, и партнеров". Правда, беспокоит экология: ведь это варварский способ добычи ресурсов, заметил он. [40]

Проблемы. Несмотря на то, что цены на газ в определенном плане идут в привязке к нефтяным, рынки газа и нефти работают по совершенно разным правилам. И создание любого международного картеля в рамках таких правил весьма проблематично.

В отличие от нефтяного, бизнес в сфере поставок газа предусматривает долгосрочные контракты, заключаемые непосредственно между производителями и потребителями.

«Ситуация в корне отличается. Нефтяные компании, пусть и с извращениями, но все-таки следуют обычно бизнес-стратегии. Это, в основном, частные корпорации, которые работают по рыночным принципам. А с газом совершенно другая обстановка. Там же нет рынка газа», - отмечает главный редактор еженедельного издания Russian Energy Михаил Крутихин.

В отличие от нефти, газ нельзя транспортировать танкерами без дорогостоящего сжижения, поэтому потенциальные покупатели, не имеющие доступа к трубопроводным системам, находятся в заведомо невыгодном положении и вынуждены либо отказываться от развития газовой энергетики, либо приобретать сжиженный газ по существенно более высоким ценам. Высокая стоимость транспортировки является критическим фактором, препятствующим формированию единого мирового рынка газа. Экспорт газа подразумевает грандиозные капиталовложения для строительства газопроводов, опять же идущих непосредственно от производителя к потребителю. Поэтому потоки газа невозможно быстро и просто перенаправить на другой рынок, если нынешний потребитель не устраивает страну-продавца.

Экспорт нефти, напротив, зависит от ежедневно меняющихся биржевых цен, которые формируются рынком на основе баланса спроса и предложения. При этом нефть может быть доставлена покупателю в достаточно короткие сроки.

Поэтому перспективным направлением развития газодобыващих стран может стать рынок СПГ. Одна из основных причин ожиданий роста рынка СПГ лежит в тенденции снижения стоимости его производства, при этом стоимость производства танкеров для транспортировки СПГ также падает. Хотя стоимость традиционного газа пока ниже, возможно, в скором времени ситуация изменится.

Пока мировой газовый рынок фактически поделен на региональные сегменты - североамериканский, европейский, азиатский, южноамерикан-ский, и объединение этих сегментов возможно только через СПГ. Это понимают все производители газа.

Мирового рынка газа действительно фактически не существует - по крайней мере, в том виде, в котором существует мировой рынок нефти. Это отрасль, которая куда больше зависит от долгосрочных отношений между покупателями и продавцами, нежели от торгов сырьем на бирже.

Газ отличается от нефти тем, что большинство газовых контрактов заключаются на год и больше, и его в основном перевозят по трубопроводам, поэтому быстро изменить цены или направления поставок невозможно. И "газовая ОПЕК", если она будет создана, едва ли сможет легко играть ценами, как это делала когда-то ОПЕК. Другое дело - политика.

Кроме того, такое объединение, предусматривающее формальные договоренности по поводу цен на газ, может быть невыгодно самой России. Как отмечает Михаил Крутихин, у "Газпрома" есть очень важная роль в российской экономике - а именно субсидирование промышленности. Цены на газ для российских потребителей в пять-семь раз ниже, чем для покупателей в Европе.

«Не забывайте, что энергоемкость российского производства чрезвычайно велика. Во многих отраслях стоимость энергии занимает от 25 до 35%. Как только мы ее повышаем в пять раз, то вся абсолютно продукция российской промышленности становится неконкурентоспособной», - отмечает главный редактор Russian Energy. [41]

Подобные соображения есть наверняка и у других стран-участниц, представители которых отвергали любую возможность мирового регулирования цен на газ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: