Российское рок-движение и акции протеста: современность. Сегодня в России наблюдается высокий рост гражданской активности, по сравнению с «нулевыми» годами

Сегодня в России наблюдается высокий рост гражданской активности, по сравнению с «нулевыми» годами.

«В обществе сейчас есть напряг, я его чувствую, хотя он как бы скрыт, - продолжал рок-музыкант. - Нулевые — циничные и псевдогламурные закончились. Шнур уже не герой. Молодежь жаждет любви, а не секса, пишет стихи. Все мои знакомые пишут романы». http://sobesednik.ru/showbiz/shevchuk-prizval-otpustit-khodorkovskogo

Российское население все чаще выступает в защиту своих прав и протестует против негативных сторон жизни. Значительную роль в этом играет интернет, а также широкое распространение мобильной связи, появление новых поколений фотокамер в мобильных устройствах, создают в стране совершенно новые возможности для формирования информационного пространства. Благодаря развитию информационных технологий все большее количество социальных групп имеют доступ к неподцензурным государством информационным потокам и аналитическим выводам, основанным на независимой информации. Сегодня практически все социально-значимые темы подвергаются обсуждению и критике в интернете.

Позиция российского рок-движения как культурного пласта сегодня по большинству социально-значимых вопросов идет вразрез с официальной позицией власти. Многие журналисты и критики говорят сегодня о возрождении социального рока, которого, по их мнению, не стало с распадом Советского Союза. Наиболее активно гражданская позиция рок-музыкантами была выражена в 90-е годы, когда перед страной вставал вопрос, какой политический вектор развития примет страна – коммунистический или демократический. Рок-сообщество тогда поступило абсолютно логично, поддержав демократизм Бориса Ельцина на баррикадах в 1991-ом году и на выборах 1996-го года. Сегодня, когда прошедшее время позволяет иначе взглянуть на 90-е годы, критики подвергают переоценке проявленную рок-движением политическую активность тогда. « В 96-м музыкантов объединил предвыборный тур Ельцина. Всё это было политизировано и максимально цинично. Многие из участников этой акции даже толком не знали, за что и за кого агитируют», - пишет о предвыборном туре 1996 года «Голосуй или проиграешь» газета «Аргументы и факты»[1].

Нулевые годы мало отметились выражением рок-музыкантов своей гражданской позиции. Отчасти это было связано с усиливающейся коммерциализацией, с появлением «формата» рок-музыки практически не стало на телевидении и в радио, которые, в массе своей, подконтрольны государству. А такие музыканты, как Михаил Борзыкин («Телевизор»), Василий Шумов («Центр»), Юрий Шевчук («ДДТ), известные своей нонконформистской позицией еще с 80-х годов, сегодня является персонами нон-грата на отечественном телевидении и радио за критику властей и современной действительности.

«ДДТ» - в «чёрном списке» на Центральном телевидении. … Журналисты канала «Россия», в частности, признались, что не имеют права говорить о нем в эфире. Вот пример реакции на гражданскую позицию»[2], - пишет газета «Аргументы и факты». А газета «Известия» в статье «Дезинфекация свободы»[3] поясняет, почему Ю. Шевчука не допускают в эфиры радиостанций: «Власть можно понять: ну неприятно ей, если в эфире общедоступных радиостанций раздадутся слова Юрия Шевчука «Когда кончится нефть, наш президент умрет». Хозяева эфира возможное раздражение чиновников хребтом чуют. Хотя им понятно, что речь не о конкретном Путине, а о необходимости слезть наконец с «нефтяной иглы» (к чему сам же Путин и призывает). Но «массы» - то способны понять буквально!».

Таким образом, издания признают тот факт, что не только неактуальность рок-музыки среди потребителей не дает ей звучать из радиоприемников, а, прежде всего, политический подтекст композиций. Выходит, что сама по себе попытка поговорить с массовым слушателем на небанальные темы уже считается проявлением политической неблагонадежности.

Начиная примерно с середины «нулевых» годов с развитием информационных технологий и интернета ситуация начала меняться и сегодня гораздо больший резонанс в обществе может вызвать то, что доступно на просторах интернета, чем на радио и ТВ.

« Сейчас протестное движение в рок-музыке находится на явном подъёме, - утверждает музыкальный критик Артемий Троицкий. - Это связано с тем (и вряд ли кто-то будет спорить), что социально-экономическая ситуация в стране заметно ухудшилась, поэтому и музыка стала намного более протестной, чем в сонные нулевые годы»[4].

Исследование современных оценок российского рок-движения в прессе охватывает период с января 2010 по май 2014 года. В ходе исследования журналистских публикаций были выявлены новые тенденции оценок российского рок-движения в СМИ. В отличие от «нулевых» годов, когда пресса была практически единодушна во мнении, что отечественная рок-музыка как социальное явление закончилось в конце 1980-х годов, сегодня в связи с различными политическими событиями мнения разделяются??? или эта тенденция стала резко меняться??? Одни критики (большинство) считают, что рок-музыка вновь возвращает себе утраченный статус социально-значимого искусства. Другие – по-прежнему, рассматривают рок-движение исключительно как явление музыкальное, и критикует рок-музыкантов, проявляющих свою гражданскую позицию, за вмешательство в те или иные политические процессы.

Знаковым годом для российского рок-движения стал 2010 год. Большинство российских печатных изданий сходятся во мнении, что именно с этого года российский рок снова стал социальным. Главным фактором для такого мнения послужил известный диалог между исполняющим тогда обязанности премьер-министра РФ Владимиром Путиным и музыкантом, лидером рок-группы «ДДТ» Юрием Шевчуком, когда российский премьер встречался с творческой интеллигенцией в Санкт-Петербурге. Юрий Шевчук на той встрече задал Владимиру Путину ряд «неудобных» вопросов, незапланированных под тематику встречи, посвященную благотворительному проекту.

Лидер «ДДТ» обратился к премьер-министру с не частными вопросами о свободе слова в России и гражданском обществе. Тогда премьер попросил музыканта представиться, сославшись на то, что не знает его. Этот диалог вызвал общественный резонанс в СМИ и интернете по двум основным моментам: как ленинградец Владимир Путин может не знать лидера культовой рок-группы 80-х и 90-х «ДДТ», а также сам факт, что музыкант осмелился задать премьер-министру острые вопросы, которых никто из представителей творческой интеллигенции на той встрече не задал. Эта тема активно обсуждалась российскими печатными средствами массовой информации на протяжении всего года во всех центральных изданиях, таких как «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Ведомости», «Комсомольская правда», «Известия» и т.д.

Юрий Шевчук получил в оценках СМИ хвалебный отзыв за смелость, журналисты назвали его «лицом российской оппозиции»[5], а «неосведомленность» Владимира Путина о том, что перед ним кумир многотысячной публики, вызвала скорее недоумение прессы. Об этом пишет газета «Коммерсант»: «Путин вел себя несколько странно, проще говоря, лицемерил, поэтому, вероятно и проиграл. Когда вся страна знала, кто такой Шевчук, кто такой Путин, не знал никто»[6].

«Обычно, когда премьер проводит совещания, это напоминает какой-то диктант. Ни вопроса, ни возражения. Все молчат. Все записывают. И тут вдруг Юра Шевчук, блестящий человек… И вся страна начала глотать валидол... И это, представьте, не вырезали из программы! Но еще более дико, что нормальные, естественные слова и поступки свободных людей по-прежнему воспринимаются как нечто из ряда вон выходящее. Они, кстати, действительно, прямо-таки выдаются из привычного ряда. Как и то, что их показали по нашему ТВ. Гадать, что бы это значило, не хочется. Если вся страна, увидев то, что должно восприниматься нормой, глотает валидол, значит, неладно в стране»[7], - пишут «Известия.

«Шевчук показал всей стране, что с властью можно общаться на равных. Очень сложно быть первым, поэтому поступок Юрия Шевчука так важен. Быть вторым или третьим гораздо легче, а, следовательно, таких будет больше. А Путин уже привык, что с ним никто не спорит, все поддакивают, что система работает без сбоев. А тут раз — и «железяка в колесо». И пошатнулась вся эта громадина от тихого спокойного голоса одного человека»[8], - высказала свою позицию газета «Коммерсант».

Таким образом, диалог между властью и рок-движением, названный «Литературной газетой» «идеологической «сшибкой» рок-музыканта с премьер-министром»[9], стал во многом отправной точкой для российских СМИ к разговорам и дискуссиям о возрождении оппозиционной критической мысли русского рока в социально культурном и политическом поле России.

«Разговор Юрия Шевчука с премьер-министром Владимиром Путиным будто разбудил дремлющее рок-царство. И вновь, как в былые годы, зазвучали песни протеста»[10], - пишут «Аргументы и факты». С «АиФ» солидарен и «Коммерсант»: «Фактически усилиями одного только Юрия Шевчука рок-музыка вернула себе статус социально значимого искусства»[11].

Летом 2010-го года в СМИ разгорелось сразу два скандала вокруг Химкинского леса и информационной кампании против лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука.

Вопрос о строительстве платной автодороги Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес (Подмосковье), предполагающий вырубку большого участка лесополосы, был решен Президентом РФ Владимиром Путиным еще в 2004 году, а строительство участка трассы должно было начаться в 2010 году. Однако ситуация приобрела большой общественный резонанс, так как к эко-защитникам присоединились участники оппозиционных движений, правозащитники, в том числе рок-музыкант Юрий Шевчук, известный нонконформизмом и выражением своей гражданской позиции по социально-значимым темам. Музыкант принял активное участие в этом вопросе, давал многочисленные интервью, где откровенно выступал против строительства трассы и нарушения экосистемы Химок. Также Шевчук принял участие сразу в двух митингах-концертах в защиту Химкинского леса. В результате строительство автодороги, по решению Дмитрия Медведева, было приостановлено.

Деятельность лидера «ДДТ», музыканта Юрия Шевчука по делу Химкинского леса получила разные оценки в прессе. Накануне проведения митинг-концерта на Пушкинской площади в Москве, газета «Известия» опубликовала комментарий под заголовком «Шевчук споет на «Пушкинской»[12], выражая слабую надежду на то, что рок-музыка в данном случае способна сегодня оказывать такое же воздействие на массы, как когда-то: «Вспомнили об унылых 70-х, за которыми пришли бурные 80-е, и предположили, что за такими же тоскливыми «нулевыми» вполне могут начаться активные «десятые» годы нового века». Этой же позиции в отношение рок-музыки газета придержалась и после проведения этого концерта в публикации «Шевчук не помог»[13]. Описав царившую на митинге бардак и проблемы со звуком, газета заключает: «Расчет организаторов, что участие лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука позволит им провести заметное мероприятие, не оправдался».

Другого мнения придержалась по этому поводу газета «Аргументы и факты» в публикации «Залесский протест»: рокеры вступились за Химкинский лес»[14]: «Акция, собравшая до 2 тыс. человек в самом центре столицы, показала, что власть крайне опасается возрождения коллективного рок-протеста. Ю. Шевчуку запретили использовать звукоусиливающую аппаратуру. На всякий случай, чтоб акция не получилась слишком громкой во всех смыслах этого слова».

Вслед за этим митингом-концертом с участием лидера «ДДТ» состоялся другой, более масштабный по количеству публики концерт на стадионе «Лужники» в Москве в августе 2010 года совместно с ирландской группой «U2», считающейся самой социально активной группы планеты. Оценки в прессе были также различны на это событие, как и на предыдущее.

В «Российской газете» появилась публикация под заголовком «Рок-н-ролл больше не музыка протеста»[15]. Заголовок отражает суть материала. Журналист пишет: «Прошедшая в минувшее воскресенье акция оппозиции под спорным названием «Мы все живем в Химкинском лесу» привлекла внимание исключительно тем, что в ней участвовал Юрий Шевчук. … Митинги оппозиции собирают сейчас десятки человек, а в воскресенье на Пушкинской собрались все-таки сотни. Только я не думаю, что всех этих людей интересовала политика, они просто пришли развлечься, вот и все. … Люди не черствые, просто технология донесения месседжа не совсем соответствует времени. То, что работало в 80-х на стадионах, сейчас куда уместнее в блогах и на форумах. А на стадионы люди просто приходят слушать музыку – даже если это рок-н-ролл». Тем самым, автор снижает социальную значимость вопроса по Химкинскому лесу для общества, отмечая, что концерт публике был интересен исключительно как музыкальное событие.

Концерт-митинг в защиту Химкинского леса с участием лидера «ДДТ» получил широкую огласку в ряде российских изданий в связи с поднятием остросоциальной темы. Однако журналист «Российской газеты» объясняет это привычкой прошлого видеть в рок-музыке социально значимое явление. «По инерции хочется увидеть в рок-н-ролле тот самый объединяющий заряд, который многие помнят по 80-м. «Понятно, что тогда рок-музыка имела огромное влияние на социальные процессы. Цой с его «Мы ждем перемен», Гребенщиков и даже «Бригада С» формировали отношение граждан СССР к происходящему куда активнее и эффективнее, чем «Огонек» или «Московские новости». Естественно, и у сегодняшних политтехнологов есть огромный соблазн опять воспользоваться этим приемом. Однако времена изменились. Рок-музыканты больше не собирают стадионы, а их слушатели формируют свои политические взгляды уже не только и не столько под влиянием рок-музыки».

Само же участие лидера «ДДТ» в этом мероприятии автор публикации называет пиаром: «Шевчук не первый, кто совершает этот маркетинговый просчет: вместо того чтобы прирастить свою поредевшую аудиторию за счет новых, политических единомышленников, наоборот, ее сужает. Поскольку политика вместо музыки явно отпугивает – время социального рок-н-ролла явно ушло безвозвратно. И яркий пример тому – бесплатный концерт Юрия Шевчука на Пушкинской площади. Хотя сотни пришедших – это большой успех для «Солидарности», но, надо признать, это настоящий провал для еще несколько лет назад собиравшего стадионы музыканта Юрия Шевчука. Можно быть трижды несогласным с оценками посещения митинга от ГУВД Москвы, но абсолютно очевидно, что такое количество зрителей не заполнило бы и одного сектора Лужников», - считает журналист «Российской газеты».

Таким образом, автор публикации реализует сразу две цели: снижение остросоциальной значимости проблемы вокруг спора о Химкинском лесе, а также снижает значимость рок-музыки сегодня в лице музыканта Юрия Шевчука как способа донесения до общества социально значимой информации. Кроме этого, автор напрямую указывает на то, что стилистика Юрия Шевчука устарела, однако, критики сегодня признают его одним из самых популярных рок-музыкантов постсоветского времени, который до сих пор, единственные среди своих коллег, собирает многотысячные стадионы. Подобная категоричная позиция автора при неубедительной аргументации наводит на мысль о намеренном профанировании значения русского рока как социального протеста и ее представителя музыканта Ю. Шевчука.

Это журналиста «Независимой газеты» на это же событие идет в разрез с мнением автора предыдущей публикации. В материале «Дембельский аккорд» автор отмечает, что это был «самый большой стихийный политический митинг в новейшей истории России», а «рок - прежде всего средство для передачи эмоций. … Рок-музыканты – не мыслители и аналитики, а живые конденсаторы общественных настроений. Они вбирают в себя переживания, надежды и мечты окружающих их людей – с тем, чтобы в подходящий момент выдать концентрированный разряд туда, куда следует. В этом смысле социальная активность того же Боно и того же Шевчука – естественное продолжение их сценической деятельности. … Момент, когда Юрий Шевчук появился на сцене, по своему эмоциональному накалу напомнил лучшие годы отечественного рока»[16].

Конфликт из-за Химкинского леса развел по разные стороны баррикад гражданское общество и местные власти. Однако уже на следующий день 26 августа 2010-го года после концерта-митинга в «Лужниках» с участием Юрия Шевчука и известного ирландского коллектива «U2», призывавших со сцены в защиту Химкинского леса, действующий на тот момент Президент РФ Дмитрий Медведев, издал указ о приостановлении строительства трассы. Тем самым конфликт был исчерпан. Позже, правда, было принято решение о возобновлении строительства автомагистрали, однако, с учетом общественного мнения. Часть прессы высказалась, что не последнюю роль в урегулировании конфликта сыграла активная позиция общественных организаций и рок-музыканта Юрия Шевчука: «Показательно, как возникшая в Лужниках эмоциональная волна добила до самого верха и подтолкнула власть внимательнее взглянуть на многострадальный Химкинский лес и развернувшееся под его кронами движение»[17], - пишет «Независимая газета».

«Так или иначе, рок-музыка, протестная составляющая которой давно осмеяна и забыта, снова оказалась острой темой. Когда власть буквально на следующий день после выступления Юрия Шевчука с U2 меняет свое отношение к проблеме Химкинского леса, это повод задуматься»[18], - считает журналист «Коммерсанта» Б. Барабанов.

Таким образом, одно и то же социально-значимое событие, отраженное рок-музыкой, получило разные оценки в средствах массовой информации. Здесь возникает вопрос, к чему предвзятое отношение у авторов, посчитавших, что организовывать рок-концерт за общественно-значимую идею удел 80-х, - к рок-музыке как форме социального протеста или к самой идее, за которую она в данном случае борется.

Одновременно со скандалом вокруг Химкинского леса, в прессе и в интернете разгорелся другой скандал, связанный напрямую с личностью самого рок-музыканта Юрия Шевчука. Как известно, лидер «ДДТ» в 1995, когда началась «Первая Чеченская компания» ездил в Чеченскую Республику с благотворительными концертами для военных. Ю.Шевчук провел там несколько месяцев и дал в общей сложности около 50 благотворительных концертов. Во время пребывания в Чечне музыкант сделал видео-хронику с мест боевых действий, которая доступна в интернете.

В связи с этим моментом из биографии музыканта Юрия Шевчука разгорелся скандал. На проправительственном ресурсе «Politonline.ru» появился пост под заголовком «Ветераны Чечни: «Шевчук – мародер»[19]. Из опубликованного поста следует, что двое ветеранов, пересмотрев запись съемок 15-летней давности из хроник Юрия Шевчука в Чечне, обнаружили, что солдаты на этих кадрах снимают звездочки с погон убитого капитана и отдают их Шевчуку, который, как следует из новости, не отказывается от них и забирает себе. Ветераны, как сообщается, «оценили действия музыканта Юрия Шевчука как мародерство».

На этот пост откликнулся Владимир Бурматов (заместитель начальника Центрального штаба «Молодой Гвардии Единой России»), опубликовавший комментарий в своем блоге под заголовком «А как вас зовут, извините? – Юра Шевчук, мародер»[20] (название обыгрывает диалог Шевчука с Путиным в мае 2010 г.). Автор блога в «Живом журнале» комментирует ситуацию так:

«Юлианыч открылся для меня с новой стороны... мразью в превосходной степени» и «а вы удивлены, что Шевчук таскал «трофеи», снятые с убитых российских солдат?». Этот пост Бурматова активно комментировали в интернете, причем, многие пользователи поверили этому «темному пятну» в биографии Ю. Шевчука.

Учитывая, что данное обвинение возникло в разгар конфликта вокруг Химкинского леса и накануне митинга-концерта с участием Шевчука, некоторые издания оценили это как провокацию и провели собственное расследование путем интервью с участниками того полка, в котором побывал музыкант в 95-ом году.

«Коммерсант»: «Юрия Шевчука атакует ряд прокремлевских молодежных движений, в том числе «Наши» и «Молодая гвардия»[21].

«Свободная пресса»: «Ведется кампания дискредитации Юрия Шевчука. В связи с тем, что он выступает за Химкинский лес и вообще перед властью не заискивает, за словом в карман не лезет»[22].

«Город 812»: «Юрий Шевчук, принявший участие в концерте в поддержку защитников Химкинского леса, стал жертвой черного пиара со стороны молодежных движений «Наши» и «Молодая гвардия», активисты которых провели последние выходные в поисках компромата на музыканта»[23].

Свое расследование провела газета «Комсомольская правда», снимая все обвинения с лидера рок-группы «ДДТ» в публикации «Интернет-война против известного певца: Шевчуку припомнили звездочки с погон погибшего офицера»[24].

Высказало мнение по этому поводу и общественно-политическое издание «Новая газета», публицист которой Аркадий Бабченко назвал публикации о Шевчуке на ресурсе «Politonline.ru» и в «Живом журнале» В. Бурматова «контрпропагандой»: «Комментировать бредятину о том, что Юрий Шевчук ПРОСИТ снять звездочки с погон капитана Марковца, даже не считаю нужным. Вранье. Этой записи пятнадцать лет, все ее видели. … Впрочем, претензий к «Полит-онлайну» у меня нет. Что в унитаз кинули, то он и слил. Работа у людей такая. Противная, дурнопахнущая, но, видимо, кому-то это все-таки нужно»[25].

Отношения власти и рок-движения в России никогда не складывались гладко. Исключением являются лишь 90-е годы, когда значительная часть рок-музыкантов поддержали Бориса Ельцина, выступив на «баррикадах» и в предвыборном туре «Голосуй или проиграешь». Часто в СМИ вспоминают события 91-го и 96-го годов, обвиняя рокеров в «продажности», в политизации рок-музыки. Однако критики забывают, что сам факт поддержки рок-движением демократической линии политики Ельцина, стала их протестом против возвращения к руководству страны коммунистической партии, с идеологическими догмами которой они боролись многие годы. Однако и политикам в 90-х годах было выгодно заручиться поддержкой отечественного рок-движения, к тому времени уже окончательно сформировавшегося и заслужившего признания многотысячной молодежи, на которую в 96-ом году и была сделана ставка в период предвыборной кампании. Если вернуться к 80-м годам, то и тогда репрессии властей чередовались с заигрыванием. Исследователи Илья Кормильцев и Ольга Сурова отмечают, что «режим стремился «приручить» рок как явление молодежной культуры, ставшее слишком влиятельным»[26]. Примером этого может послужить 1980 год, когда состоялся знаменитый фестиваль «Тбилиси-80», на котором группа «Машина времени» получила статус ВИА при «Росконцерте», а, значит, и выход на официальную советскую сцену.

Сегодня такие методы, понятно, уже не актуальны, но есть другие способы пойти на контакт и представители власти их уже не раз использовали. Первой была встреча Владимира Суркова с рок-музыкантами в 2005 году. «Литературная газета» отметила, что «с властью тогда у рока отношения сложились идиллические»[27]. В ходе общения было принято решение о возрождении в Санкт-Петербурге нового рок-клуба для воспитания молодых рок-музыкантов, что, кстати, так и не было выполнено. В 2010 году Дмитрий Медведев, исполняющий на тот момент обязанности Президента РФ, по собственной инициативе встретился с творческой интеллигенцией в лице Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова, Вадима Самойлова и других рок-музыкантов в неформальной обстановке заведения «Рок Блюз кафе» за распитием пива. Главным результатом встречи главы государства с рок-музыкантами стала трансляция в эфире «Первого канала» рок-фестиваля «Сотворение мира». Эта встреча вызвала не меньше резонанса, чем диалог Путина и Шевчука полгода назад. «Люди, играющие рок – по определению, – относятся к тем немногим в современном социуме субъектам, которые способны (пока ещё?) оказывать определённое воздействие на массы, и, надо заметить, воздействие отнюдь не только эстетического свойства. И потому руководителю страны с ними отчего же не встретиться – может быть, не сам бог то велел, но современная общественно-политическая ситуация явно способствовала», - прокомментировала «Литературная газета»[28].

Таким образом, цель власти наладить контакт с рок-сообществом в лице его ветеранов, давно заслуживших уважение и признание российской публики, понятна. Этого, как верно отмечает автор «Литературной газеты», требовала и общественно-политическая ситуация, сложившаяся тогда вокруг Химкинского леса, строительства «Охта-центра» в Петербурге, нарушающего исторический фасад города и т.д., что в ходе встречи Президента и музыкантов было затронуто. В некотором смысле обсуждение злободневных актуальных вопросов с Президентом Дмитрием Медведевым, сглаживает ситуацию с «неудобными» для Путина вопросами Шевчука за полгода до этого. Многих критиков это натолкнуло на мысль, что известного своей оппозиционной позиции к власти лидера «ДДТ» Юрия Шевчука, на встречу с премьер-министром пригласили неслучайно, ведь Шевчук открыто критикует власть в интервью СМИ, на своих концертах и т.д.

«По недосмотру ли допустили вольнолюбивого Юрия Шевчука на столь благообразное мероприятие, посвящённое исключительно благотворительности и всему самому святому, с этим связанному, или какие-то иные резоны были, не знаю», - пишет журналист «Литературной газеты» Ю. Болдырев в своей публикации «Под сладкие речи»[29]. Удивление самому факту приглашения на встречу с премьером известного нонконформиста Шевчука, выразила и газета «Известия» в материале «Встреча с Юрой»[30]. А газета «Коммерсант» уверенно заявила следующее: «Такой матерый ВВП прекрасно знал, кто будет с ним за столом, тут даже к бабке не ходи — нечего спорить. Он хотел Шевчука, и он его получил»[31]. Таким образом, СМИ не исключают, что премьер-министр намеренно хотел осмеять и дискредитировать личность одного из самых главных критиков действующей власти.

Другой вопрос, который в связи со всем этим возникает – приглашение Шевчука на встречу к Путину, встреча Суркова, Медведева с рок-сообществом старой формации – заключается в том, как верно замечает «Литературная газета»: «Зачем вообще нужен был весь этот сыр-бор/ритм-энд-блюз? Какой смысл? … Насколько, извините, репрезентативным выглядел русский рок в уютном зале столичного кафе?»[32]. Ответ лежит на поверхности. Все эти люди, которые сегодня представляют русский рок в том его социокультурном значении, в каком его принято понимать, давно уже не молоды. И это основополагающий момент. Ведь нонконформизм отечественной рок-культуры и рока вообще – это удел молодежи. Именно этой социальной прослойке свойственно бунтарство, и т.д. Но ведь нет сегодня достойной замены, оттого и шагает макаревчи в «5 колонне».

Дело Ходорковского:

В декабре 2010 года состоялся очередной суд по делу Михаила Ходорковского. Рок-музыканты призвали вынести оправдательный приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. http://sobesednik.ru/showbiz/shevchuk-prizval-otpustit-khodorkovskogo 21:32, 8 Ноября 2010


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: