Способы разрешения конфликта

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющую общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию их отношений. Существует несколько точек зрения на стратегию управления конфликтом.

Крупенин А.Л., Крохина И.М. выделяют три способа разрешения кон­фликта в классе:

I способ конфликт разрешается в пользу учителя, все выгоды его, уче­ники же ничего не получают. Педагог - победитель, школьник - проиграв­ший. Назовем этот способ «подавление».

II способ предполагает, что конфликт решается в пользу учеников, все выгоды - их. Учитель ничего не получает. Школьник - победитель, учитель -проигравший. Назовем этот способ «уступка».

Ш способ - способ «сотрудничества». При использовании этого спо­соба учитель и ученик, голова к голове, ищут возможные решения. После этого приходят к соглашению о том, какие из них в наибольшей степени по­зволяют удовлетворить потребности обеих сторон.

Возможна следующая цепочка общения:

· активное слушание,

· констатация чувств,

· сбор возможных решений: «Как же нам быть»,

· детализация принятого решения,

· выполнение принятого решения,

· контроль.

Американские ученые Р. Б лейка и Д. Моутона выделяют следующие педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: при­способление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, домини­рование.

В процессе налаживания контактов у учителя возникает необходимость в приспособлении к индивидуальному своеобразию своих воспитанников, обеспечивая тем самым межличностную гармонию и совместимость. Эффек­тивность данной стратегии обусловлена принятием ребенка таким, каков он есть, - подвижным и вялым, вспыльчивым и уравновешенным, покладистым и упрямым.

Близка к приспособлению стратегия уклона, сознательный уход учи­теля от конфронтации. Это бывает необходимо, когда сталкиваешься с мел­кими размолвками, с проявлением дурного настроения, вспыльчивости, не­мотивированной агрессии.

Бывает необходимой и стратегия отступления. Как любой человек, учитель может ошибаться в своих решениях, в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намерений. Например, бывает затрудни­тельно за внешней бравадой подростка распознать тревогу, страх, комплекс неполноценности. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности, опережающая самокритичность, обезоруживают ребят, снимают отчуждение.

Компромисс строится на двусторонних уступках, рационализации ре­шения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельст­вуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет учителю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога ученики учатся культуре согласования своих интересов с потребно­стями и желаниями других.

Значительным регулирующим воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество, построенное на совместном с учащимися выборе решения, принятии взаимной ответственности.

Педагогическое общение не исключает стратегию доминирования, ос­нованной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и по­ступки бывают целесообразны в чрезвычайных обстоятельств (ситуация уг­розы психическому или физическому здоровью детей).

На какой точке зрения разрешения конфликта вы остановились сей­час? Почему?

А можно ли избежать, предупредить конфликт? Нужно ли избегать конфликтов?

Если конфликт все-таки произошел, и вы оказались в самом невыгод­ном положении, ваши ощущения?

А если в такой ситуации оказался ребенок?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: