Конфликт может выражаться в скрытой и открытой формах.
Скрытая форма - это состояние неудовлетворенности, внутреннее несогласие с действиями, решениями руководителя, актива, что может проявляться в формальном исполнении требований, равнодушии, высокомерии, самоизоляции от коллектива, интригах.
Открытая форма может быть активной и пассивной. К активным формам проявления конфликта относятся открытые столкновения: острые ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, задание, разные формы неподчинения, саботаж, мстительность, агрессивность, аффективные действия. Пассивная форма может выражаться в сознательном уходе в мир фантазий, наркомании, алкоголизме.
Формы выражения конфликта во многом зависят от уровня развития личности, коллектива, возраста участников конфликта, их индивидуального жизненного опыта, личностных качеств, типа конфликта, специфики деятельности коллектива, от стиля управления коллективом.
Умение управлять конфликтными отношениями представляет собой одну из сложных социально-психологических и педагогических проблем. Вовремя и успешно разрешенные конфликты вносят существенные коррективы в социально-психологический климат коллектива, способствуют формированию устойчивости индивида в ситуации повышенной сложности, умения принимать своевременное, правильное решение без эмоциональных взрывов.
Существует прямая зависимость между успешностью разрешения конфликта в детском коллективе и той позицией, которую занимает педагог по отношению к данному явлению.
Рассмотрим некоторые встречающиеся в практике варианты возможных позиций педагога.
♦ Позиция силового (авторитарного) вмешательства в конфликт. Педагог признает наличие конфликта, пытается фиксировать участвующие стороны и расстановку сил. Но педагог не столько стремится разрешить конфликтную ситуацию, сколько с ней борется, считая, что всякий конфликт в детском коллективе - это зло. Как правило, единолично определяет правого и виноватого и, применяя соответствующие санкции, подавляет конфликт, но в действительности разрешения конфликта не происходит. Он может принять другие формы, или конфликтующие перенесут его выяснение за пределы школы, что чаще приводит к проявлению силовых форм решения конфликта, но уже со стороны конфликтующих сторон.
♦ Позиция невмешательства. Чаще занимается педагогом-либералом. Он старается не замечать конфликтных ситуаций, столкновений, которые возникают в руководимом им коллективе. Не вмешивается в конфликт до тех пор, пока ему на него не укажут или он не коснется его лично. Его реакцию на создавшуюся ситуацию могут вызвать замечания, критика со стороны администрации или * коллег. Вполне вероятно, что разрешение конфликта он возложит на актив класса.
♦ Позиция замалчивания конфликта. У некоторых педагогов сложилось мнение, что возникновение конфликтов в руководимом ими коллективе свидетельствует об их профессиональной слабости, педагогической неудаче. Конфликт, по убеждению таких педагогов, высвечивает их воспитательное бессилие. Наличие конфликтной ситуации просто не признается, отвергается. Педагог, таким образом, пытается уйти от проблемы простым ее непризнанием. Чаще всего эта позиция возникает вследствие незнания, как из этой ситуации выйти. Ситуация может перейти в форму запущенности, хронического состояния, что крайне негативно сказывается на развитии коллектива.
♦ Поиск путей целесообразного вмешательства в конфликт. Решая этот вопрос, педагог опирается на собственные знания коллектива, его воспитательные возможности, анализирует ситуацию и прогнозирует варианты развития конфликтных отношений, возможные последствия. Может быть принято решение о временном невмешательстве, о предании гласности причин конфликта, о необходимости срочного воздействия на конфликтующие стороны с применением прямых или косвенных методов разрешения конфликта.
Можно расширить или сузить сферу влияния конфликтующих сторон, что позволит ослабить или усилить напряженность и ускорить процесс выяснения взаимных претензий. Можно переключить внимание конфликтующих.
Методы, позволяющие им услышать друг друга, понять и принять. Стремления педагога должны быть направлены на создание ситуации, в которой обе стороны сохранят чувство собственного достоинства.
В целом своевременное разрешение конфликтов (особенно в детском коллективе) является одним из факторов формирования самосознания, творческой самостоятельности и нравственной устойчивости. Как показывают наблюдения, конфликт в детском коллективе, оставленный без своевременного вмешательства взрослого, часто приводит к развитию культа силы, особенно если причина противоречий - дележ общего объекта притязаний. Вмешательство педагога в конфликтную ситуацию всегда должно нести урок нравственности, помогая учащимся понять суть социальных ценностей, обогатить их небольшой жизненный опыт.
Стремясь разрешить конфликт, необходимо определиться, что же мы должны для себя выяснить:
-установить действительных участников конфликтной ситуации;
-определить в пределах возможного причины, цели, мотивы, особенности характера конфликтующих сторон;
-изучить ранее существовавшие межличностные отношения участников конфликта;
-изучить намерения конфликтующих, сторон и представления о способах разрешения конфликта;
-определить отношение к конфликту невовлеченных в него членов группы, коллектива;
-принять решение о наиболее приемлемых способах разрешения конфликта.
В разрешении конфликтных ситуаций используются как прямые, так и косвенные методы1. Владение этими методами позволит педагогу быть более гибким тактиком, учитывая не только собственные возможности, но и множество других факторов, характеризующих особен,-ности ситуации, сопутствующих ей обстоятельств.
В практике руководства коллективами широко распространены прямые методы у гашения конфликтов, среди которых индивидуальная беседа, групповое и коллективное обсуждение.
При организации индивидуальной беседы руководитель (учитель) поочередно приглашает к себе конфликтующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом необходимо пресекать любую попытку оценочных суждений и требовать привести только факты, избегая эмоций. Далее учитель, насколько это возможно, уточняет факты. Как только он, независимо от суждений конфликтующих, приходит к. определенному решению, так вызывает обоих и просит их в его присутствии высказать все, что они считают нужным, при этом прерывает любые проявления негативных эмоций и объявляет им свое решение. Оно может быть в пользу одного либо не в пользу обоих; в любом случае педагог прям, деловит и опирается на свой авторитет, этические традиции, существующие в обществе; Это решение служит сигналом, что инцидент исчерпан и возвращаться к нему - отнимать время у занятых людей.
Педагог может принять решение прибегнуть к групповому или коллективному обсуждению.
Педагог предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг к другу в присутствии всей группы на собрании. Последующее решение он принимает на основе выступлений участников обсуждения, и решение объявляется от лица группы.
Если конфликт, несмотря на указанные меры, не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих (одного из них либо обоих): от повторных критических замечаний (с глазу на глаз и при группе) до административных воздействий, коль скоро конфликт наносит ущерб учебному процессу.
Если и это не помогает, педагогу необходимо изыскать способы развести конфликтующие стороны (по разным классам, группам) так, чтобы они реже встречались.
Бывает, однако, и так, что прямое воздействие оказывается малоэффективным и не столько разрешает конфликт, сколько «загоняет его вглубь». В таких случаях конфликт переходит в хроническую форму. Более эффективными часто становятся косвенные методы у гашения конфликта.
Познакомимся с некоторыми вариантами косвенного угашения конфликта, психокоррекции общения.
«Выход чувств». Реализация данного принципа требует профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника. Вполне допустимо в процессе слушания демонстрировать собеседнику сочувственное понимание, которое, однако, еще не гарантирует вашего с ним согласия. По наблюдению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то по- степенно они сами собой сменяются положительными.
«Эмоциональное возмещение». Человек, обращающийся к вам со своими проблемами эмоционального дискомфорта, должен рассматриваться как страдающее лицо. Страдания не следует игнорировать, будь они даже неправедными. Показав, что считаетесь с этим, уже эмоционально возмещаете имеющийся у собеседника эмоциональный дискомфорт. Уместно высказанное в разговоре одобрение действительно имеющимся у собеседника качествам является своеобразным ключом к пониманию им ситуации. Льстить конфликтующему нельзя, лесть легко распознается и вызывает впоследствии открытое или тайное презрение к неискреннему взрослому. Просто надо сказать о том хорошем, что действительно в человеке есть.
«Обнажение агрессии». Прямая форма реализуется таким способом: педагог побуждает конфликтующие стороны ссориться в его присутствии и достаточно длительное время не пресекает ссоры. Как правило, при третьем лице она не достигает таких крайностей, чтобы пришлось, в буквальном смысле слова, разнимать враждующих. Дав им высказать «наболевшее», необходимо продолжить работу, основываясь на одном из нижеуказанных принципов.
«Принудительное слушание оппонента». Останавливая ссору, необходимо поставить условие: «Каждый из вас, прежде чем ответить обидчику, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно обнаруживается, что конфликтующие не слышат друг друга, а обидчику приписываются тон и слова, которых в действительности не было. Фиксируя на этом внимание конфликтующих сторон (иногда можно прибегнуть к магнитофонной записи), вы тем самым принуждаете их слушать друг друга. Непривычность такой ситуации снижает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности спорящих.
«Обмен позиций». Педагог останавливает развернувшуюся на его глазах ссору, просит конфликтующих поменяться местами, на которых они до сих пор сидели, а затем дается следующая инструкция: «Поменявшись ролями, выскажите все обвинения, которые приходят в голову». Взгляд со сторону другого - азбучная истина общения. Однако людям, охваченным гневом и обидой, он дается с большим трудом
и преимущественно в ситуации профессионального вмешательства в их конфликт извне. Этот прием психологи рассматривают как универсальный в разрешении конфликтов, имеющих разную причину возникновения, т.е. уместен при угашении конфликтов любого типа.
«Расширение духовного горизонта спорящих». Высказывания спорящих сторон протоколируются или, что лучше, записываются на магнитофон или видеомагнитофон. Остановив ссору, вы воспроизводите сделанную запись. Как правило, конфликтующие подавлены тем, что услышали, поскольку начинают понимать, что вели себя недостойно либо4 по крайней мере, некрасиво. На этом фоне целесообразно приступить к профессиональному разбору ссоры, показывая эгоизм и недоброжелательность аргументации каждого из конфликтующих. Далее разоблачается все мелкое, непринципиальное, что сопровождало конфликт. В беседе с конфликтующими важно раскрыть им смысл жизненных ценностей более высокого порядка, определить духовные цели, в стремлении к которым они, по существу, едины, а не взаимно враждебны.
Уменьшение количества конфликтных ситуаций - серьезная практическая проблема, стоящая перед руководителями как детских, так и взрослых коллективов.
Следует признать, что в процессе профессиональной деятельности педагога происходит взаимное влияние субъектов взаимоотношений, непрерывное их воздействие и преобразование. Исследованиями доказано, что каков учитель, таковы и его ученики. Имеются статистически достоверные различия ряда личностных свойств учащихся конфликтных и неконфликтных педагогов. Так, ученики конфликтных учителей характеризуются большей тревожностью, враждебностью, агрессивностью. Различная степень конфликтности учителей влияет на структуру личностных свойств их учеников, определяет разные тенденции личностного развития учащихся. Следовательно, для учителя, стремящегося уменьшить количество конфликтов в руководимом им коллективе, весьма актуальна работа по самосовершенствованию. Не менее важна для него профессиональная помощь психолога по психокоррекции и оптимизации взаимоотношений с учениками.
В последнее время с детьми стало работать труднее. Но в воспитательном процессе превалируют не методы требования и наказания, а методы убеждения и примера. Почему?
Семья, общество, учебное заведение, где царит безоговорочное послушание, всегда делают глубоко несчастными своих членов. Управление при помощи силы вызывает защитную реакцию, снижает самооценку отдельных людей и самоопределение общества в целом. А насилие в свою очередь порождает насилие. Не случайно с исторической арены ушли огромные империи, строившие свою политику на насилии и принуждении.
Избежать катастрофы в масштабе государства и отдельной личности, подобрать эффективные меры воздействия на членов взрослого, детского коллективов помогают тактичное и уважительное отношение, индивидуальный подход, знание основ конфликта, грамотное использование методов и приемов воздействия и взаимодействия, стилей общения и пристроек. Это позволяет создать благоприятный психологический климат в коллективе, составными элементами которого являются:
§ доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; а
§ доброжелательная и деловая критика;
§ свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов;
§ достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
§ удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
§ высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
§ принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
В связи с этим В.А Кан-Калик выделяет следующие линии общения:
1. общение педагога с отдельными учащимися;
2. общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;
3. общение педагога с коллективом в целом;
4. общение педагога через коллектив с отдельными учащимися.
Причем эти линии общения находятся в постоянном взаимодействии,
пересекаются, взаимопроникают и т.п. В педагогической деятельности коллективность общения - это не просто коммуникативный фон деятельности, а важнейшая закономерность общения.
Одной из задач учителя при общении с детьми передать часть своих знаний. Уверенность в силе своего интеллектуального багажа выразится в том, как учитель войдет в класс (уверенно ли откроет и закроет дверь, пройдет через весь кабинет или, войдя, долго будет стоять у двери), каким голосом скажет первые слова (спокойным громким, не быстро и не медленно), как займет учительский стол, как будет двигаться по классу.
На усвоение слов преподавателя влияет и его внешний вид. Установлено, что человек, получивший положительную оценку за внешность, чаще всего положительно характеризуется по личностным характеристикам и наоборот. Чувствуя это, опытный учитель аккуратно одет, со вкусом причесан. Он неизменно демонстрирует уверенность в своих знаниях, сосредоточенность, целеустремленность. Недопустимо появление педагога на занятиях с озабоченным или растерянным лицом. К.Д. Ушинский справедливо считал, что педагог должен передавать своим воспитанникам заряд бодрости, оптимизма, мажорного настроения. Если у учителя сгорблены плечи, опущена голова, расслаблено висят вдоль тела руки - это первая степень готовности. Дисциплины в этом случае педагог не добьется, уважительного отношения к нему не будет. Но бывает еще хуже, когда старший начинает апеллировать к учащимся: Почему вы шумите? Вы что, заниматься не хотите? Вам что, знания не нужны?
Исследование по проблеме общения показывают, что в процессе педагогического общения происходит «взаимозаражение» общающихся, коммуникативное «взаимозаражение» педагога и учащихся, существенным образом влияет на творческое самочувствие педагога и класса, психологический климат. Это «взаимозаражение» возникает на основе эмоциональной общности переживаний педагога и обучающихся, укрепляет ее, выступает одновременно как результат эмоциональной общности. Этот эффект самым существенным образом влияет на содержательную сторону педагогического общения, на уровень познавательной деятельности учащихся и т.п. возникает педагогическое сопереживание. Учитель выступает как активатор сопереживания и заражает учащихся проблемой, совместным поиском, причем сопереживание, вызванное им у учащихся, в свою очередь, влияет и на самого педагога.
Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации, комфортности в классе.
Узнать о состоянии удовлетворенности человека при общении очень легко. Помогает в этом анализ «пристроек».
Пристройка – приспособление тела человека к совершению любого действия (из словаря актёрского искусства).
Особый интерес представляют для нас то, как изменяется характер пристроек одного человека к другому или другим. Это зависит о представлении одного человека о своем праве в данный момент именно так воздействовать на другого человека. Если воздействующий ощущает это свое право, то все его пристройки обладают чертами пристройки «сверху», если он ощущает свое бесправие -пристраивается «снизу», в случае «золотой средины» — пристраивается «наравне».
Предложенный П.М. Ершовым критерий различения «пристроек» человека к человеку - сверху, снизу, наравне - прост и понятен в наблюдении, хотя достаточен сложен в обосновании. Почему учитель, ученик, любой человек в данный момент «пристроился» именно «наравне», «сверху» или «снизу» - объяснить бывает трудно. А вот увидеть, узнать эту пристройку -достаточно просто[1].
«Пристройка сверху» проявляется в распрямлении спины, «увеличении» роста человека, чтобы слова посылать сверху вниз, чтобы послушание, поддакивание, исполнительность того, к кому обращается последователи сами собой. Смело приблизиться, решительно протянуть руку, без спроса взять вещь, похлопать по плечу - и все это с уверенностью, что возражений у партнера быть не может.
«Пристройка снизу» выглядит, как тщательнее приспосабливание говорящего к тому, от кого он ждет ответа. Человек старается занять как можно меньше места, уложиться в самое короткое время, возможность меньше обеспокоить значительного для себя собеседника, чтобы то без труда смог согласиться, выполнить просьбу, помочь.
«Пристройка наравне» узнается по следующим признакам: человек не мобилизовался, не потратил ни одного лишнего усилия при обращении, никак дополнительно не приспосабливался.
Вспомните своих знакомых, друзей, родных, одноклассников, учителей, понаблюдайте за общением людей, определите пристройку. Одинаковы ли они?
«Пристройки» каждой разновидности у любого человека очень разнообразны. Они тонко отражают все изменения и в восприятия человеком своего партнера, и в его отношении к нему, и помогают понять кому в данной ситуации комфортно, а кому не очень, кто понимает уровень изложенного материала, а кто нет.
При организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами». Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребенком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания - сложная задача. Верное преставление о партнёре – условие продуктивности всех взаимодействий. Педагог У. П. Короленко писал: «Когда чувства не находят соответствующего выражения, резко снижается возможность взаимопонимания. Причина? Низкая эмоциональная культура, неумение владеть формой эмоциональных переживаний и читать чужие эмоции. Для педагога это губительно»[2].
Эмоциональная идентификация – механизм постановки субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения индивидом себя в пространство и время другого человека и приводит в усвоению его личностных смыслов.
Таким образом, эмоциональная идентификация является важнейшим компонентом процесса педагогического общения, как перед организацией воздействия, так и после него. Выстраивается следующая структура:
Эмоциональная Педагогическое Эмоциональная Педагогическое
Идентификация воздействие идентификация воздействие
Здесь эмоциональная идентификация выступает как элемент опережающий (прогностический) и завершающий (оценочно - уточняющий). Таковы функции эмоциональной идентификации в процессе профессионально-педагогического общения.
Чтобы создать наиболее благоприятный климат, оптимизировать общение можно рекомендовать своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:
1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и.д.
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. Ученическое равнодушие часто появляется лишь потому, что тот интерес, с которым учитель готовил урок, на самом уроке никак не проявляется в учительском поведение, поэтому ученики оказываются не способны «заразиться» учительским интересом.
6. Органичное управления собственным самочувствием в ходе урока, внеклассного занятия и общения с детьми: ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении, вытеснение отрицательных мыслей и желаний.
7. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умения организовывать единство общения и метода воздействия.
8. Проявление педагогического такта.
9. Владение культурой речи: яркая, образная, эмоционально насыщенная, доступная, логичная, лаконичная.
10. Управление голосом: дикция, интонация.
11. Управление мимикой: энергичная, яркая, педагогически целесообразная.
12. Управление пантомимикой: выразительная, адекватная жестикуляции, пластичная образность, эмоциональная насыщенность жестов. Формирование дружного ученического коллектива: включение учеников в общее дело, то есть обнаружение общей для всех целей.
13. Использование древнего педагогического совета: «Никогда не делайте замечание всем участникам беспорядка, а только одному устраивая проработку всему классу или его части, учителя часто невольно помогают детям объединиться в плохих делах».
14. Определение по внешним признакам состояния ребенка.
15. При общении выслушивать с вниманием и уважением, не прерывая
16. собеседника.
17. Итоговая, общая характеристика общения.
Но все эти «технологические» приемы активно заработают только при наличии главного условия - интереса к педагогической профессии, вкуса к учительской работе, любви к детям, взаимопонимании и взаимоуважении субъектов учебно-воспитательного процесса, иначе говоря - при условии профессионально-педагогической направленности личности педагога. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встает перед проблемой: как разрешить конфликт с учеником, с коллегами, с родителями ученика.
П.П. Блонский сказал: «Люди становятся одиноки, если вместо мостовони строят стены». Объясните, о каких стенах и мостах идет речь.