Любой человек имеет дело с исторической действительностью:
1) научное отображение
2) художественное отображение.
Научное отображение связано с использованием научных критериев, критериев логики, терминов. Художественное отображение предполагает иной подход, для него важными моментами являются эмоциональность. В нем мы встречаем единство элементов вымысла и правды. Результатом художественного отображения является не поиск истины, а художественный образ.
Соотношение научного и художественного отображения:
- историческое познание как художественный жанр. Наиболее ярким примером здесь является исторический роман. Аристотель воспринимал историю как часть риторики. «История государства Российского» Н.М. Карамзина – это отчасти художественное произведение
- художественный образ более точен в объемном представлении фактов:
* выразительность
* полнота образа
* отражение духа эпохи
* характер героев.
Вымысел здесь является не недостатком, а частью образа (Вальтер Скотт, Лев Толстой, О. Бальзак и т.д.).
|
|
Художественный образ дает основание для утверждения того, что прошлое реально и является объектом исторического исследования.
- прямая связь научного и художественного отображения через язык и стиль. Язык и стиль зависят от субъекта (историка или писателя). Язык и стиль – это формальный признак, определяющий жанры научного и художественного отображения. Особенности стиля историка:
* украшение языка
* стиль привлекает
* доступность.
Всё это рождает такое важное качество, как популярность. Но это не должно противоречить правде. Стиль должен присутствовать без изменения природы самой науки. У литератора же это условия не обязательно.
- значение образа для исторического отображения. Наличие образа позволяет лучше проникнуть в абстрактные материи исторической науки.
=> Когда ученый-историк привлекает образы для пояснений той или иной исторической мысли, он большое внимание здесь уделяет интуиции.