Динамика исторического развития

Возможно ли в изменениях исторической реальности выявить сквозной вектор изменения? Возможна ли общая линия развития человеческой истории. Какова динамика исторического развития? Три восприятия:

1) теория цикличности

2) теория прогресса

3) теория упадка или регресса.

Теория цикличности. Ее истоки восходят еще к Древней Греции. Движение в Греции воспринималось как смена циклов, смена государственных устройств. Во многом это было связано с тем, что в Древней Греции не было линейного представления о времени. Древние греки не воспринимало время как нечто уходящее. Фукидид полагал, что при сохранении неизменной человеческой природы событие может повториться. => У греков было простое восприятие периодов в истории. Ориентиром служит формулировка «в то лето», «на следующий год после битвы», «на следующий день после» и т.п. Точно такой же подход существовал в рамках римской историографии (Тит Ливий, Тацит). В средние века вопрос цикличности как таковой вообще не поднимался. Вновь разговор о возможности циклов в истории поднимается в новое время (Макиавелли: монархия – аристократия – олигархия – демократия – анархия – монархия; Ж.-Б. Вико: идея спирали).

В конце 19 века интересна концепция Теодора Моммзена: те отношения, которые возникли в античное время повторяются в последующем (капиталистические) – цикл неизменных человеческих отношений, которые на временном отрезке повторяются. Концепция Мейера – соотносил древние и поздние эпохи (Др. Греция – период раннего капитализма в Европе, Древний Рим соотносится с капитализмом 19 века и т.д.). Современное состояние исторической науки находится вне рамок теории цикличности.

Теория прогресса. «Все к лучшему в этом прекраснейшем из миров» - кредо периода Просвещения. Главное – вера в возможности разума, что с помощью него можно построить лучшее общество через просвещение как можно большего количества людей. Складывается классическое восприятие прогресса, как движения от низших форм к высшим.

Анри Сен Симон предлагает теорию закономерной смены общественных систем (политеизм, монотеизм, промышленная эпоха). Идея философа – базируется на религ. основании (политеизма – Др. Греция, монотеизм – христианство, промышл. стадия – новое христианство).

Огюст Конт – позитивист, уточняет идеи Сен Симона. Стадии можно разделить более точно: теологическая, метафизическая и позитивная стадии.

Гегель – прогресс объясняется познанием абсолютным духом степени своей свободы.

Маркс – общественно-экономические формации, их смена в прогрессе.

Теория экзистенциализма. Карл Ясперс – отход от стадиальности, приоритет отдается духовной составляющей, главное – развитие от материальной привязанности к духовной составляющей. Теория осевого времени – период между 300 и 200 годами до н.э.

Теория модернизации – отражение теории прогресса. Суть: история последних столетий = совокупность процессов роста, повышающих способность социальной системы к саморазвитию во всех сферах. => Ростоу связывал рост с экономическими факторами. Центр модернизации – Запад.

Теория упадка или регресса – популярна в 20 веке. Но начало этой территории – эпоха Просвещения. Жан Жак Руссо – то, что называется прогрессом, можно найти только на самой ранней стадии; впоследствии, когда появляется собственность, угнетение, начинается упадок. Такое отношение к ист. процессу имело и другую сторону. Но осталось впечатление, что история противоречива => настороженное отношение к развитию как к таковому, насколько история может восприниматься как позитивная наука. В конце 19 века история во многих концепциях принимает характер упадка (Данилевский, Ницше). События ПМВ и ВМВ многих историков настроили крайне пессимистично => акценты на кризисные явления. Шпенглер «Закат Европы», «Смерть Запада» …, Тойнби, Франкфуртская школа (сравнивают историю с полетом мотылька – летит на свет, сгорает в огне; гл. признак упадка - отчуждение). Прогрессивные явления полностью не отрицаются, всплески возможны. Прогрессивные явления – факт (материальное производство, увеличение производительности жизни, технологический рост, изменение организационной структуры от человеческого стада к государству). Прогресс нельзя рассматривать как линейную категорию. Боле того, исторические явления, как правило, противоречивы. Эта сложность предполагает определенную плату за прогресс (что-то новое несет в себе и разрушение, и созидание).

Детерминизм в истории

Что движет историю? Двигатель мирового исторического процесса => вопрос о первопричинах. 2 подхода: материальные и идеальные. Идеальные впервые сформулировал и аргументировал Платон, материальные – Демокрит.

Концепция идеальных движущих сил.

Платон:

1) Идеи первичны и независимы по отношению к бытию

2) объяснение чего-либо = поиск его идей или сущности => истоки сравнительного метода (метод аннологий)

3) каждому явлению соответствует его идея => многообразие идей.

Впервые критерии истории определяются за рамками сами истории, вне самой истории. Т.е. можно говорить об объективизировании истории. История может восприниматься как объективный процесс, т.к. идеи независимы от бытия, они самостоятельны.

Христианство выработало свое восприятие истории, оно связано с работами отцов церкви. Августин: Бог вечен, неизменен, мир = продукт его творения => Бог есть и критерий, и двигатель истории => можно говорить о божественном проведении. История – это, прежде всего, реализация заранее предопределенного божественного плана. Бог – это не абстрактность, это творец. => Такой подход определил средневековую традицию восприятия истории = идея провиденционализма. Это отразилось на ист. сочинениях Средних веков. Это подчеркивается в хрониках, летописях.

В новое время идея Бога как первопричины переосмысливается. Это связано с тем, что на первый план выходит рациональное восприятие мира. Такой подход к восприятию истории все более и более утверждается. Но акт божественного творения мира не отвергается.

Жан Батист Вико: историю нужно воспринимать, исходя из нее самой, «толчок был дан, Бог сотворил», а дальше – саморазвитие. При этом он подчеркивает особое значение рационального.

Вольтер: после акта творения миром начинает править разум. => Все отходы от разумного правления отрицаются, разум призывается для управления миром => необходимо развивать науки и искусства. Но при этом задача разума – не совершенствовать существующее, а вернуться к тому, что было создано в акт творения, задача – вернуться к первопричинам, к Золотому веку.

При таком подходе нет ответа на очень важные вопросы: откуда взялось разумное начало: его носитель Бог или человек? Если Бог сотворил мир, то как объяснить наличие зла в мире?

Гегель: абс. дух = и объект и субъект истории. Это первопричина. В своих рассуждениях Гегель о хитрости абс. духа выходит на оч. важную проблему методологии: несоответствие поставленных целей и результатов чел. деятельности (например, договоры между странами – каждая сторона ставит свою цель. Результаты договоренностей практически никогда не соответствуют ожиданиям. + войны и их результаты + научные открытия). В рамках обозначенной проблемы идея является первичной (я задумываю что-то, я предполагаю, что ожидает меня в конце моей деятельности, если цель нет - хаотичность).

Начало 20 в. Холенбург: вся история = история мысли. Действия = внешние выражения мысли. Факт тогда становится фактом, когда он осмыслен.

Детерминизм идей в историографии – факт очевидный и важный. Но само появление тех или иных идей связано с определенными условиями и временем. Это процесс не волюнтарный. Область духа – не единственный вид детерминизма в истории. В современном обществе информация (идеи) признана движущей силой. Возможности СМИ – безграничны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: