Историческая необходимость. Наличие в истории закономерностей

Зачастую история воспринимается как хаотическое нагромождение событий (Макс Вебер). Научное понимание истории предполагает отказ от объяснения через случайности. Как альтернатива существует такое явление, как историческая необходимость. Она реализуется в двух вариантах:

- теологический

- светский.

Теологический вариант наглядно представлен в рамках теории провиденциализма. Провиденциальный путь снимает с человека ответственность. Но в рамках религии есть место для свободы человека. Сам человек определяет свою жизнь с учетом своей свободы. Провидение в этом смысле может противоречить самой идее свободы. Это противоречие, по мнению теологов, выше человеческого понимания, его достаточно принимать на веру. Человек одновременно детерминирован и свободен.

В рамках светского варианта существует идея закономерности. В 17 в. законы природы переносятся на общество, В эпоху Просвещения история воспринимается как продолжение природы. В рамках марксизма признается наличие общеисторических законов. В рамках позитивизма существуют только законы природы, физиологии, психологии, нет ничего сверхъестественного, все, что есть в нашей жизни, носит естественный, природный характер. Другая линия восприятия закономерностей – их отрицание (К. Поппер). Как правило, на таких позициях стоят историки-неоконтианты. Так или иначе, в истории мы можем найти причинно-следственные связи. Любое событие детерминировано, у любого события всегда есть причина. В рамках исторической науки объяснить явление – это, прежде всего, раскрыть его причины. Как правило, у события существует несколько причин, они различны по степени значимости. Взаимодействие причинно-следственных связей зависит от специфики времени, места. Природа причинно-следственных связей в истории заключается в единстве конкретного, событийного, индивидуального, схожего и общего. Для качественного объяснения тех или иных причин следует учитывать мотивы поведения людей. На первый план могут выходить желания, страсти, интересы людей, которые сталкиваются, в результате чего происходят события. В результате учет индивидуальных причин предполагает оценку масштабности причин. Есть конкретные явления (например, восстание Спартака) и абстрактные (например, объединение Германии или смена формаций). Наличие многих явлений предполагает необходимость обобщения. Это важная составляющая в появлении исторических законов. Единого мнения о наличии исторического закона нет. Например, закон прибавочной стоимости, закон эволюции форм брака и семьи (обосновал Морган: семейные отношения всегда претерпевают одни и те же стадии - от групповых к индивидуальным), законы диалектики и т.д.

=> Встает вопрос о соотношении законов природы и т.н. законами истории.

Общее:

- любой закон всегда предполагает объективную реальность (реальность, которая не зависит от исследователя)

- есть эмпирические обобщения, проверяемые фактами (в истории не все обобщения можно проверить фактами. но они есть).

Различное:

- исторические законы - это продукт человеческой деятельности => причина всегда конкретна. В разных условиях одна и та же причина может иметь разные последствия

- особенности познания. В исторической науке существуют разные подходы к историческому познанию. Даже те ученые, которые признают наличие исторических законов, согласны с тем, что их нельзя сформулировать в абстрактной форме, всегда есть конкретика. Исторические законы открываются в условиях обширного конкретного содержания (речь идет о длительном историческом времени. Например, закон прибавочной стоимости действовал и в эпоху античности, но был открыт только в эпоху нового времени). Социальный детерминизм в той или иной степени присутствует в истории, но при этом, как правило, существует возможность выбора поведения. Выбор есть только в рамках конкретной ситуации и только в рамках очерченных детерминизмом.

=> Прошлое безальтернативно, но когда мы находимся в настоящем у нас альтернатива вроде бы существует, возникает сослагательное наклонение. Исторический процесс на разных этапах является показателем столкновения альтернатив. Победа одной из альтернатив в истории через какое-то время может рассматриваться как закономерность. Деятельность людей многогранна. Но в истории есть место случайности. Вопрос случайности воспринимался в разные периоды по-разному. В эпоху Возрождения случайность на первом плане. Случайность - это категория истории, это состояние истории, а не продукт мышления.

=> Люди могут думать о явлении как о случайном, но объективно оно закономерно, потому что у него есть причина. Для историка, стоящего на позиции детерминизма, случайность - это то, что не оказало существенного воздействия на природу. То, что оказало, не случайно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: