¯ Информационные упражнения. Особенность данных упражнений состоит в их ориентированности на осознание и закрепление знания языковых явлений, усвоение которых невозможно или нецелесообразно начинать с упражнений второго типа [Бухдингер, с. 93].
¯ Операционные упражнения. Необходимость таких упражнений вызвана тем, что даже самые прочные знания не обеспечивают нормального осуществления речевой деятельности: речь не является простой суммой различных аспектов языка, они как бы растворяются в ней, образую высший синтез. Внимание коммуниканта не может в процессе речи распределяться между несколькими объектами – правильностью произношения, подбором и сочетанием лексики, грамматическим оформлением высказывания. Операционные упражнения же продолжают работу, начатую на предыдущей стадии: они доводят умение использовать языковой материал до уровня автоматизации [Бухдингер, с. 93].
¯ Мотивационные упражнения. Они связаны с развитием и совершенствованием умения осуществлять речевые поступки в условиях, приближенных к реальным. Степень «приближенности» при этом может быть различной: от создания элементарных словесных стимулов до театрализации фрагментов урока [Бухдингер, с. 94].