Тема 12. Наука будущего: перспективы научно-технического прогресса. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этичес­кие проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизиро­ванной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Тема 13. Становление нового образа научного мышления:

Концепция самоорганизации

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Осво­ение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые страте­гии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и си­стемного подходов. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и соци­ально-гуманитарного познания.

Тема 14. Научное познание и его формы

Проблема классификации научного знания. Классификации наук Аристотеля, Ф. Бэкона, Г. Гегеля, О. Конта, Ф. Энгельса. Современные представления о классификации наук. Варианты оснований классификации: классификация по предмету и методу познания, по «удаленности» от практической деятельности. Трудности, возникающие при классификации.

Проблема уровней научного познания: эмпирический и теоретический уровни. Различия уровней науки по объекту, видам знания и методам познания. Характеристики каждого из уровней. Взаимосвязь и взаимодействие различных между уровнями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: