Тема 16. Развитие методологических идей в истории философии и истории науки

Умозрительное рассмотрение природы у натурфилософов. Обыденные эмпирические наблюдения как основа получения знаний о природе. Открытие Гераклитом противоречий. Новое понимание смысла и цели математического знания в пифагореизме. Возникновение предпосылок для научного мышление как следствие учения о бытии Парменида. Проблема бесконечности элеатов как начало математики как теоретической науки.

Рациональные идеи античных софистов: исследование мышления самого по себе, стремление развить гибкость, подвижность мышления; логическое обоснование, разработка способов подтверждения достоверности результатов познания; подчеркивание активной роли субъекта в познании; эффективность доказательства. Субъективизм, релятивизм и антидогматизм софистов. Диалектический метод Сократа как искусство совместного добывания истины: ирония и майевтика. Индукция, аналогия. Диалог как основной метод нахождения истины.

Критика Платоном натурфилософии и софистических идей. Требования «абсолютного метода», рассматривающего вещи сами по себе, в соответствии с их природой. «Органон» Аристотеля (учение о суждении, о видах умозаключения и научном доказательстве). Создание формальной логики. Тождество форм мышления и форм бытия как предпосылка и условие логики Аристотеля. Силлогизм и дедукция как методы научного доказательства. Категории как «ряды бытия» и формы познания, их регулятивная и синтезирующая функции. Математика и физика как способы получить достоверное знание о неподвижном бытии и изменчивом бытии соответственно.

Галилео Галилей. Ориентация на опыт и эксперимент. Математическое осмысление опыта. Естественнонаучные достижения: разработка принципов механики и ее раздела – динамики; классический принцип относительности; открытия в астрономии. Отношение к познанию природы как к процессу вопрошания ее. Метод мысленного эксперимента, идеализация, становление гипотетико-дедуктивной методологии. Механицизм методологической доктрины Г. Галилея.

«Новый органон» Фрэнсиса Бэкона. «Призраки» («идолы») разума и способы их преодоления. Индукция как метод исследования законов природных явлений. Необходимость синтеза опыта и мышления в истинном методе. Рационалистический метод Рене Декарта. Необходимость правильного метода для поиска истины. Метод как система «точных и простых правил». Интеллектуальная интуиция и дедукция как важнейшие «инструменты» разума.

Трансцендентальная философия и критический метод Иммануила Канта. Попытка объединить эмпирические и рациональные способы исследования. Научное знание как синтез чувственности и рассудка. Метод как «образ действия по принципу разума». Регулятивная функция метода как сущность разума. «Критика чистого разума» и учение о методе.

Метод Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Единство системы и метода Гегеля. Восхождение от абстрактного к конкретному как основной метод построения знания. Принцип отрицания отрицания. Логика саморазвития через противоречия. Достоинство и ограниченность философии Гегеля.

Методологическая концепция диалектико-материалистической философии. Материалистическое понимание истории. Характерные особенности материалистической диалектики как всеобщего метода познания и «руководства к действию». Совпадение диалектики, логики и теории познания. Принципы диалектики. Фридрих Энгельс о диалектическом методе и его роли в развитии естествознания.

Феноменология Эдмунда Гуссерля. Очевидность достоверных истин, получение которых возможно лишь при обращении к сознанию. «Феноменологическая редукция» (эпохе). Интенциональность сознания. Идеация – особого рода усмотрение сущности, интуитивное категориальное созерцание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: