Темы для размышления и выступлений на семинаре

1. Чем, на ваш взгляд, обусловлено выделение социально-гуманитарной формы научной рациональности?

2. В чем ключевое отличие неклассической рациональности от классической?

3. В чем заключается суть принципа антиномичности объекта?

4. Какая наука в неклассический период развития рационализма обретает статус «науки наук»?

5. Как, по вашему мнению, связаны такие явления как постмодерн и неклассическая наука?

6. Как следует интерпретировать понятие «субъективированный объект»?

Семинар 8. Постнеклассический этап развития науки (2 часа)

План

1. Социокультурный контекст становления постнеклассической рациональности.

2. Постнеклассическая научная картина мира. Понятие «глобальный эволюционизм».

3. Основные положения и принципы постнеклассического рационализма: принцип органицизма, антропный принцип, принцип теоретического и методологического универсализма, принцип диалогизма, принцип субъективированного объекта и объективированного субъекта, принцип социокультурной детерминации знания, принцип синтеза идей детерминизма и стохастичности, принцип синтетичности научного знания.

Литература

1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 405-474.

2. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки М.: Академический проект, 2005. – С. 98-104.

3. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 641-697.

Темы для размышления и выступлений на семинаре

1. В чем ключевое отличие неклассической рациональности от постнеклассической?

2. Каким образом идеи глобального эволюционизма меняют облик современного социально-гуманитарного познания?

3. Какая наука в постнеклассический период развития рационализма обретает статус «науки наук»?

4. Как, по вашему мнению, связаны такие явления как глобализация и постнеклассическая наука?

5. Каким образом постнеклассическая наука соединяет антропный принцип и принцип соамоорганизации?

6. Как соотносятся принципы постнеклассической науки с основными принципами классической и неклассической науки?

Семинар 9. Наука будущего: перспективы научно-технического прогресса (2 часа)

План

1. Тенденции развития постнеклассической науки.

2. Мировоззренческие ориентации современной цивилизации: сциентизм и антисциентизм.

3. Этическая проблематика науки.

Литература

1. Алтухов В. Смена традиции и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. – 1993. - № 1. – С. 88-99.

2. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический проспект, 2004.

3. Лешкевич Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии // Научная мысль Кавказа. – 1996. - № 3.

4. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с. – С. 57-65, 469-493.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: