1. Специфические черты научного исследования.
2. Наука как форма общественного сознания, социально значимой деятельности, средство преобразования общества и личности.
3. Структура и функции теории.
4. Роль и место практики в познании мира и в научном исследовании.
Семинар 12. Язык как средство построения и развития науки (2 часа)
План
1. Культурно-историческая природа языка.
2. Необходимость специализированного научного языка.
3. Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук.
4. Особенности языка гуманитарных наук.
Литература
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
2. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.
3. Гадамар Г.-Г. Человек и язык // От Я к ДРУГОМУ. Минск, 1997.
4. Гадамер X. -Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
5. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
6. Котов Р.Г., Никитина С.Е., Васильева Н.В. и др. Естественный язык, искусственные языки и информационные процессы в современном обществе. М., 1988.
|
|
7. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.
8. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
9. Неретина СС. Тропы и концепты. М., 1999.
10. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
11. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.
Темы для размышления и выступлений на семинаре
1. Как В. Гумбольдт понимал культурно-историческую природу языка?
2. Научный язык, в чем его особенности?
3. Свойства естественного языка, его отличия от научного.
4. Что такое «объектный язык» и «метаязык»?
5. Для чего нужна метафора в науке?
6. Приемы создания формализованного языка, их последовательность.
7. Три характеристики языка, выделенные Г.- Г. Гадамером.
8. В чем суть идеи Л. Витгенштейна о «языковых играх»?
9. Особенности языка гуманитарных наук, соотношение научного и нарративного знания.
10. Понятие «концепта» в гуманитарном знании.
Семинар 13. Эмпирический и теоретический уровни познания: методологические аспекты их взаимодействия (2 часа)
План
1. Предметная область взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Проблема определения единицы научного анализа.
2. Исследовательская среда, ее влияние на процесс и результаты научного познания.
3. Взаимосвязь методологии эмпирического и теоретического уровней познания в программе научного исследования.
4. Гипотеза как форма научного знания: проблема ее построения и научного обоснования.
5. Проблема приведения теоретического знания к фактам: интерпретация, верификация и фальсификация теоретических положений.
|
|
Литература
1. Ивин А.А. Современная философия науки. – М.: Высшая школа, 2005.
2. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. – СПб.: Лань, 2003.
3. Кутырев В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. – М.: Мысль, 1988.
4. Сторожук А.Ю. Проблема определения соответствия теории фактам. // Философия науки. 2003, № 1.
5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.
6. Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.
7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.