Темы для размышления и выступлений на семинаре. 1. Специфические черты научного исследования

1. Специфические черты научного исследования.

2. Наука как форма общественного сознания, социально значимой деятельности, средство преобразования общества и личности.

3. Структура и функции теории.

4. Роль и место практики в познании мира и в научном исследовании.

Семинар 12. Язык как средство построения и развития науки (2 часа)

План

1. Культурно-историческая природа языка.

2. Необходимость специализированного научного языка.

3. Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук.

4. Особенности языка гуманитарных наук.

Литература

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

2. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.

3. Гадамар Г.-Г. Человек и язык // От Я к ДРУГОМУ. Минск, 1997.

4. Гадамер X. -Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

5. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

6. Котов Р.Г., Никитина С.Е., Васильева Н.В. и др. Естественный язык, искусственные языки и информационные процессы в современном обществе. М., 1988.

7. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.

8. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

9. Неретина СС. Тропы и концепты. М., 1999.

10. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

11. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

Темы для размышления и выступлений на семинаре

1. Как В. Гумбольдт понимал культурно-историческую природу языка?

2. Научный язык, в чем его особенности?

3. Свойства естественного языка, его отличия от научного.

4. Что такое «объектный язык» и «метаязык»?

5. Для чего нужна метафора в науке?

6. Приемы создания формализованного языка, их последовательность.

7. Три характеристики языка, выделенные Г.- Г. Гадамером.

8. В чем суть идеи Л. Витгенштейна о «языковых играх»?

9. Особенности языка гуманитарных наук, соотношение научного и нарративного знания.

10. Понятие «концепта» в гуманитарном знании.

Семинар 13. Эмпирический и теоретический уровни познания: методологические аспекты их взаимодействия (2 часа)

План

1. Предметная область взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Проблема определения единицы научного анализа.

2. Исследовательская среда, ее влияние на процесс и результаты научного познания.

3. Взаимосвязь методологии эмпирического и теоретического уровней познания в программе научного исследования.

4. Гипотеза как форма научного знания: проблема ее построения и научного обоснования.

5. Проблема приведения теоретического знания к фактам: интерпретация, верификация и фальсификация теоретических положений.

Литература

1. Ивин А.А. Современная философия науки. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. – СПб.: Лань, 2003.

3. Кутырев В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. – М.: Мысль, 1988.

4. Сторожук А.Ю. Проблема определения соответствия теории фактам. // Философия науки. 2003, № 1.

5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.

6. Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: