Объяснить и показать графически рынок труда в условиях господства профсоюзов

Профсоюзы представляют собой объединения наёмных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. Главные задачи профессиональных союзов связаны главным образом с осуществлением их основной функции, а именно защиты интересов и прав трудящихся в трудовой сфере и отношений, которые связаны с трудом. Именно с данной целью и возникли профессиональные союзы, для этого в них, как объединялись, так и объединяются рабочие.

Прямым давлением достигается увеличение заработной платы работников. НО существует противоречие: повышение зарплаты в результате профсоюзной активности происходит за счет сокращения занятости в отрасли! В рыночной экономике профсоюзы могут влиять на предложение труда, но не на спрос на него. По высоким ставкам спрос на труд меньше, чем по низким. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости работы профсоюзов.

Объяснение графика: на графике видно, что равновесная ставка зарплаты в условиях конкурентного рынка труда могла бы составить W0. Однако отраслевой профсоюз добивается установления зарплаты не ниже WTU, угрожая забастовкой. Кривая предложения труда SL превращается в ломаную кривую WTUCSL. То есть рост ставки заработной платы с WO до WTU повлечет за собой сокращение числа занятых с LO до LTU.


27.Объяснить и показать графически универсальный характер правила равенства предельных издержек и предельных доходов (MC = MR) - максимизации прибыли.

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.

MR – предельный доход;

MC – предельные издержки

Рис. 1. Правило максимизации прибыли

Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.

В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:

P = MC.

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.

Основные черты монопольного рынка. Характер барьеров, ограничивающих доступ в отрасль. Кривая спроса и предельного дохода при монополии. Поведение фирмы монополиста и последствия монополизации. Объяснить и показать графически.

Монополия – состояние рынка, при котором на нем действует один-единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшей степени. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Всевластию экономиста помогают уникальность и незаменимость его продукции. Может ли потребитель добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. Речь идет о полной информации, а не о совершенной как в абстрактной модели с.к. Барьеры характеризуются высокой капиталоемкостью, нечестной конкуренцией, легальными барьерами (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения).

Выходные барьеры:

7. Необходимость списания крупных инвестиций

8. Нежелание утратить свой имидж

9. Честолюбие менеджера

10. Нежелание вмешательства правительства

11. Большие затраты на ликвидацию предприятия

12. Оппозиция поставщиков, диллеров.

Выходные барьеры имеют социально-политический, экономический характер.

Краткосрочный период. На графике отражается процесс выбора оптимального объема производства монополистом и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли. Объем производства установится на уровне Qm, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (МС=МR). Проекция этой точки на кривую спроса (точка Оm) задаст и равновесную цену Рm. Точка Оm отражает не только ценовой и количественный оптимум для фирмы, но и становится точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

При монополии степень несовершенства рынка достигает максимума.

Особенно это проявляется в том, что типичные последствия несовершенной конкуренции сказываются на этом рынке с особой силой.

1) сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем (QM <<QO)

2) значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции (PM>>PO)

Это происходит, потому что полное отсутствие конкурентов на рынке позволяет монополисту столь резко ограничивать предложение, что уровень цен поднимается до экономически обоснованного (с точки зрения монополиста) максимума.

Однако стоить отметить, что монополия взимает максимально возможную для неё цену, которая одновременно достаточно высока для максимизации прибыли, но достаточно низка для того, чтобы побудить потребителей приобретать максимизирующий объём производства.

Долгосрочный период. Монополист не имеет кривой предложения. Решение монополиста об изменении масштаба производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Монополист сам определяет, сколько продукции в отрасли выпускать => он может варьировать предложение, чтобы максимизировать прибыль.

Первый график: рыночный спрос не изменяется, тогда монополист переходит в долгосрочный период, если цена выше средних долгосрочных издержек.

Второй график: меняется рыночный спрос (покупатели покупают больше) => формируются новые кривые => новая цена => огромная прибыль => компания переходит в долгосрочный период, если там она сможет установить цену выше, чем средние долгосрочные издержки.


P Кривая спроса D определяет общий спрос. Если D

имеет

более пологий наклон, то рынок сильнее монополизирован.

D

MR

Q


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: