Понятие принципа воспитания в педагогике. Принципы воспитания молодежи

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Принципы:

Принципы воспитания молодежи.

Среди основных принципов новой концепции воспитания можно выделить следующие:

- гуманизма к объектам воспитания, предполагающего отношение к личности молодого человека как к самоценности;

- духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентации, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;

- демократизма, означающего воспитание поколения, способного не только эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ (т.е. воспитание для демократии), но и демократизацию самой системы воспитания, переход от тоталитарной системы с ее однонаправленной идеологией и принудительным воздействием на объект воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества воспитателя и воспитанника;

- патриотизма, предполагающего формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях;

- конкурентоспособности, выступающей как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократизирующегося общества, предполагающей формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы;

- толерантности (терпимости), являющейся одним из основных принципов воспитания молодежи в условиях плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимость к мнениям других людей, учет их интересов; терпимость к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки требований законов;

- индивидуализации, заключающейся в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности и за счет этого формирования способности не только выжить, но и проявить творческую активность. Система воспитания должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывая задатки и возможности каждого молодого человека в процессе его воспитания и социализации;

- вариативности, включающей многообразие типов воспитательных учреждений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не только на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на развитие собственных взглядов, подходов, ценностей, принятие альтернативных решений, готовности к деятельности в непредвиденной ситуации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: