Система форм, методов и приемов воспитания. Выбор методов воспитания в зависимости от среды, установок и т.д. Классификация методов воспитания

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Методы:
1. Убеждение- направленных на формирование сознания Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общении

2. упражнение

это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

3. Поощрение

4. Наказание

Средства: общение,учение, труд,игра.

Формы: индивидуальный групповой коллективный

Приемы: эстафета,взаимо помощь, история о себе, общее мнение,ролевая маска и т.д.

Выбор методом:
1. цель и задачи

2.возростные особенности

3.индивидуальные особенности

4. взаимоотношения

5.уровень владения

6.время

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной. Выделяют 3 группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример

b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения: упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации

c) Методы стимулирования поведения деятельности: соревнования, поощрение, наказание.

Метод обучения

1. устное изложение(рассказ,обьяснение,лекция)

2. методы закрепления материала (работа над учебником)

3. см работы (учебник и лабораторная)

4. практические (письменые упражнени)

5. проверка знаний (контрольные)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: