Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг

Общественный выбор при представительной демократии.

В условиях представительной демократии про­цесс голосования усложняется. В отличие от частного, обществен­ный выбор осуществляется через строго определенные промежутки време­ни и ограничен кругом претендентов со своим пакетом программ.

Последнее означает, что избиратель лишен возможности выбирать несколько депутатов: одного – для реше­ния проблем безработицы, другого – для борьбы с инфляцией, третье­го – для сглаживания амплитуды экономического цикла и т.д.

Он вынужден выбирать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его предпочтениями. Гораздо сложнее становится и процедура голосования. Из­бирательное право может быть обусловлено имущественным цен­зом или цензом оседлости.

Для выдвижения кандидата может требоваться относительное или абсолютное большинство. Избирате­ли должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Имеет место своеобразный эффект порога – это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе.

Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным поведени­ем. Определенную неясность вносит и сам трактовка понятия представительной демократии. Дело в том, что здесь существует два подхода. В соответствии с первым, органы представительной демократии должны состоять из граждан, которые отражают структуру общества – возрастные, классовые, этнические характеристики, т.е. быть зеркальным отражением оригинала. И соответственно, копировать поведение общества, интересы которого отражают.

В соответствии со вторым, реализуется принцип "принципал – агент", т.е. представитель действует в интересах народа, как агент в интересах начальника, но с определенной степенью свободы.

Представители теории общественного выбора показали, что нельзя полностью по­лагаться на результаты голосования, поскольку они в существенной степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодатель­ных органах также не препятствует принятию экономически не­эффективных решений. Т.е. в обществе (выборном органе) отсутствует рациональный подход, нарушается принцип транзитивности предпочтений.

Подобную ситуацию Ж. Кондорсе назвал парадоксом голосования. Дальнейшее развитие эта про­блема получила в работах К. Эрроу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: