Модель медианного избирателя – это модель, которая характеризует тенденцию, при которой принятие решений при прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (лица, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества). Решение проблем общества на основе мнения избирателя-центриста имеет как свои положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, оно удерживает общество от принятия крайностей, позволяет выдержать некую середину. Но, с другой стороны, позиция центриста далеко не всегда является оптимальной
Для этого по вертикальной оси отложим ожидаемые издержки принятия решений, а по горизонтальной – число индивидов, согласие которых необходимо для осуществления коллективного действия. Издержки, которые несет коллектив при принятии решений можно классифицировать на две группы: внутренние и внешние. Допустим, что функция D отражает внутренние издержки, т.е., которые заключаются в отклонении уровней полезности от тех значений, которые могли быть достигнуты при единогласном принятии решений. Функция затрат принятия решений – это функция вида Di=ƒ(Na), где Di – текущие издержки, которые i –й индивид ожидает понести вследствие участия в коллективных решениях по какому-либо виду деятельности.
Если для принятия одного решения требуется согласие двух или более индивидов, то необходимы время и усилия для достижения такого согласия. Затраты возрастают по мере увеличения размеров группы, необходимой для принятия решений. Чем больше людей входит в состав группы, тем большее будут издержки, потому что требуется дополнительное время, чтобы согласовать все интересы. По мере приближения к единогласию происходит резкое увеличение ожидаемых затрат принятия решений.
Функция внешних затрат — это функция типа Сi =ƒ(Na), где Na — число индивидов (из группы с общим числом N), которые должны прийти к согласию для того, чтобы было принято решение о коллективных действиях. Действительно, чтобы коллективные действия осуществились, индивид должен затратить какое-то время и усилия для выработки коллективного решения и достижения согласия со своими коллегами по группе. По мере увеличения числа индивидов, чье согласие необходимо получить, ожидаемые внешние затраты снижаются. Если соблюдается правило единогласия, то затраты, ожидаемые индивидом, должны быть равны нулю, поскольку он добровольно не позволит, чтобы действия других обусловливали его внешние затраты (раз он может это предотвратить). Поэтому кривая С показывает внешние издержки, сокращающиеся по мере приближения к N, т.е. ожидаемые потери полезности в связи с прохождением решения, которое ухудшает положение части членов группы.
Рациональный индивид в момент конституционного выбора попытается выбрать такое правило принятия решений, которое позволит ему минимизировать текущую стоимость ожидаемых затрат, связанных с его принятием. Он сможет этого достичь путем минимизации суммы ожидаемых внешних и внутренних затрат. Геометрически это означает суммирование по вертикали обеих этих функций, и тогда суммарные издержки будут равны C+D, Они достигают минимума, когда для принятия решения требуется К голосов. Оптимальное большинство определяется таким количеством участников голосования, при котором минимизируется сумма обоих видов издержек. Оптимальное большинство будет равно К/N. Естественно, что для каждой группы людей, голосующих по конкретному вопросу, будет свое оптимальное большинство. Если мнения членов группы совпадают, то внешние издержки будут относительно невелики. Поэтому правило простого большинства является оптимальным для группы, у которой альтернативные издержки времени имеют относительно большое значение. Если предпочтения членов группы сильно расходятся друг с другом, возрастают потенциальные потери, возникающие в случае игнорирования мнений участников переговорного процесса. Простое большинство достигается в ситуации, когда требуется одобрение, равное (N/2) +1, т.е. 50% голосов плюс один голос.
На самом деле, если для принятия решения требуется менее 50% голосов, то существует опасность одновременного (или последовательного) голосования за два взаимоисключающих варианта, что сильно затягивает принятие окончательного решения. Допустим, сегодня собирается один состав депутатов, и он принимает решение одобрить проект, а завтра — другой, и голосует против него.
Рассмотрим следующий пример. Существуют четыре группы избирателей разной численности: первая группа — 4 избирателя, вторая — 6, третья — 7 и четвертая — 8. Предположим, что есть всего 4 кандидата: Алексеев (А), Беркутов (Б), Веденеев (В) и Германов (Г). Предпочтения каждой из групп представлены в табл. 14.1. В случае, если действует правило простого большинства, победу на выборах одержит Алексеев. За него проголосуют 40% избирателей (избиратели первой и второй группы, т.е. 10 человек из 25). Второе место займёт Веденеев, за которого проголосуют 8 избирателей (32%). Третье место — Беркутов (28%) и четвертое место займет Германов, за которого не было подано ни одного голоса.
Таблица 14.1.- Простое большинство голосов.
ПЕРВАЯ ГРУППА (4 избирателя) | ВТОРАЯ ГРУППА (6 избирателей) | ТРЕТЬЯ ГРУППА (7 избирателей) | ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА (8 избирателей) |
Алексеев | Алексеев | Беркутов | Веденеев |
Беркутов | Веденеев | Германов | Беркутов |
Веденеев | Беркутов | Веденеев | Германов |
Германов | Германов | Алексеев | Алексеев |
Относительное большинство могло возникнуть, если бы у нас было только три группы избирателей. И в этом бы случае прошел Алексеев, за которого проголосовало бы 10 из 17,т.е. 59% человек). Иногда выделяют квалифицированное большинство, под которым обычно подразумевают 2/3. С тачки зрения правила квалифицированного большинства единогласие выступает как особый случай квалифицированного большинства. В нашем примере победил Алексеев, потому что система не учитывала интенсивности предпочтений. Между тем 60% избирателей (третьей и четвертой группы) в системе своих предпочтений поставили его на последнее место. Такое случается довольно часто.
Охарактеризуем правило большинства. Позитивный аспект может быть раскрыт при анализе модели медианного избирателя.
Допустим, жители улицы решили провести ее озеленение. Посадка деревьев вдоль улицы — общественное благо, для которого характерны такие свойства, как неизбирательность (неконкурентность) и неисключительность в потреблении.
Предположим, вдоль улицы стоят всего три дома. Посадка деревьев, безусловно, принесет пользу всем семьям, проживающим в этих домах. Покупка и посадка одного дерева стоит 60 долл. Это означает, что предельные издержки в данном случае постоянны и равны 60 долл. Если они распределяются равномерно между всеми жильцами улицы, то каждая семья должна платить по 20 долл. Общая выгода (ТВ) от посадки первого дерева составляет 180 долл., от посадки двух — 340 долл., четырех — 480 долл. и т.д. (табл. 14.2).
Таблица 14.2.
Общая и предельная выгода от посадки деревьев, долл.
Число деревьев | Общая выгода, (TB) | Предельная выгода, (MB) |
Если выгода и издержки распределяются равномерно, будет посажено семь деревьев. Проиллюстрируем это графиком (рис. 14.2). Отложим по оси абсцисс число деревьев, а по оси ординат — предельные выгоды и издержки. Функция предельных затрат постоянна и равна 60 долл. Функция предельной выгоды убывает, она представлена прямой с отрицательным наклоном. Оптимальное число посаженных деревьев определяется в точке пересечения функции предельных выгод и предельных затрат (издержек). В данном случае оно равно семи деревьям.
Распределение голосов избирателей
Рассмотрим в качестве примера распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями. Отметим на горизонтальной оси позиции избирателей от крайне левых до крайне правых (рис. 14.4). В середине оси обозначим позицию медианного избирателя точкой М. Если принять, что позиции избирателей распределяются между крайностями в обществе равномерно, мы получим нормальное распределение с пиком над точкой М.
Общая площадь, находящаяся под кривой, представляет 100% голосующих. Допустим, что голосующие отдают свои голоса тем, кто им ближе по своим идеологическим воззрениям.
Бимодальное распределение голосов
Предположим, что имеются всего два кандидата: Иванов и Сидоров. Если один из них выбирает серединную позицию (например, в точке М), то тогда он получит по крайней мере 50% голосов. Если же кандидат занимает позицию А, то он получит меньше 50% голосов. Если один кандидат занимает позицию в точке А, а другой – в точке М, то кандидат в точке А получит голоса избирателей, находящихся левее линии а, (а – срединная позиция между А и М, т.е. меньшинство голосов). Кандидат, занимающий позицию М, сможет получить голоса избирателей, находящихся правее линии а, т.е. большинство. Лучшей для кандидата будет стратегия, максимально приближенная к позиции медианного избирателя, т.к. она обеспечит ему большинство на выборах. Аналогичная ситуация сложится, если один из кандидатов будет правее другого (займет позицию в точке В). И в этом случае победа достанется тому, кто лучше отразит позицию избирателя-центриста. Проблема заключается, однако, в точном определении (идентификации) интересов и чаяний медианного избирателя.
Что же произойдет, если в борьбу вступит третий кандидат? Например, один кандидат занимает позицию В, а два других – позицию М. Тогда первый получит голоса, находящиеся под кривой распределения правее линии б, а каждый из двух других – половину голосов, лежащих левее этой линии. Поэтому большинство голосов выиграет первый кандидат. Если один из двух кандидатов принял бы позицию А, то кандидат, занимающий позицию М, получил бы очень незначительный процент голосов, равный площади, находящейся по кривой распределения между а и б. Поэтому у кандидата М есть стимул выйти из сегмента АВ, тем самым поставив одного из двух других кандидатов в затруднительное положение. Процесс продвижения может долго продолжаться, но он имеет свои границы. Пока пик распределения находится в точке М, любой кандидат может повысить свои шансы, двигаясь по направлению к М.
В условиях жесткого противостояния двух различных партий распределение голосов может приобрести бимодальную форму (рис. 14.5).
Рис.14.5 - Полимодальное распределение голосов
В реальной действительности бимодальное распределение может иметь как симметричную так и асимметричную форму (что встречается гораздо чаще).
Наконец, в обществе, где отсутствует четкая поляризация интересов, может встретиться и полимодальное распределение голосов избирателей. Если в таком обществе действуют четыре партии, то распределение голосов может приобрести (в идеале) такую форму, которая показана на рисунке 14.6.
Рис14.6 Полимодальное распределение голосов