Принцип целесообразности в живой природе

Одной из наиболее важных и сложных философских проблем современного естествознании является проблема взаимосвязи биологии и физики, физических и биологических идей и методов в познании сущности жизни, то есть физического и биологического уровней познания живой природы.

Уровней познания суть, очевидно, отражения структурных уровней материи, диалектика физико-химического и биологического в познании есть объективной диалектики неживой и живой природы. Поэтому методологической основой решения проблемы является диалектико-материалестическая концепция соотношения ступеней развития материй, созданная Энгельсом и развитая естествоиспытателями.

Анализ проблемы целесообразно начать с рассмотрения элементарного уровня - субклеточного, который непосредственно граничат с химическим макромолекулярным уровнем. Можно показать что ген, хромосома, все другие органоиды клетки суть целостные физико-химические системы. Так, ген – это комплекс пар нуклеотидов, хромосома система макромолекул ДНК и белка. Поскольку органеллы (комплексы макромолекул) взаимодействуют посредством физических электромагнитных и обменных сил, постольку и клетка сказывается целостной физико-химической системой, может быть как целое описана физикой и химией. о возможности такого описания свидетельствует и основная тенденция развития биофизики и биохимии, переходящих от описания элементов и процессов живого к описанию систем таких элементов и процессов, к объяснению биологических объектов как целого.

Вместе с тем ген хромосомы клетка выполняет биологические функции, обладают биологическими свойствами, которые суть выражения внутренней биологической определённости этих уровней живой материи, их биологического качества.

Таким образом, мы подходим к парадоксальному выводу; ген, хромосома, клетка, и последующие уровни живого это физико-химические целостности, которые могут быть описаны физикой и химией. С сзикой и химией.вни живого это физико-химические целостности которые могут быть описанны ами, которые суть выражения внутренне другой стороны, это биологические целостности, обладающие биологическим качеством, адекватно выразимо лишь в понятии биологии.

Одна из попыток решения этого парадокса состоит в признании того, чтофизическое, химическое и биологическое это лишь различные подходы к единому самому по себе объекту, это различие подходов, уровней познания дополняющих друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: