ТЕМА 2: Теория поведения потребителя

План лекции:

1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход)

2. Аксиомы ординалистскоко подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.

3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.

Графическая интерпретация равновесия потребителя.

4. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые Энгеля.

5. Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.

1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход)

Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий полезность рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). В основе теории поведения потребителя лежат предпосылки о том, что потребитель обладает суверенитетом или свободой выбора на рынке; предпосылки «при прочих равных условиях» (ceteris paribus), определенности и отсутствия риска, отсутствия отсроченности потребления; предполагается, что потребитель имеет всю полноту информации, относящейся к принятию им решений.

В XIX веке преобладал кардиналистский (количественный) подход, представители которого (У.Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) пытались производить количественные оценки полезности.

В качестве единицы ее измерения вводилась условная единица (например, «ютиль»).

Согласно этому подходу можно определить, на сколько единиц (ютилей) общая полезность одного набора благ выше полезности другого. Количественной школе принадлежит открытие предельной полезности, закона ее убывания, обоснование условия равновесия потребителя (максимизации им общей полезности. Однако по причине субъективности количественных оценок полезности от данного подхода в дальнейшем пришлось отказаться.

' Кардиналистский подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем и количеством потребляемых им благ может быть выражена в виде функции общей полезности. Предельная полезность блага - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении потребления данного товара на одну единицу в течение определенного периода времени.

С увели­чением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности (ценности) предшествующей единицы. Потребитель максимизи­рую свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последующая денежная единица, затраченная на приобрете­ние любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

В ХХ веке полезность стали измерять ранжированием различных потребительских наборов в зависимости от удовлетворения, которое они дают потребителю. Этот подход называется ординалистским (порядковым) подходом и является в настоящее время основным в анализе потребительского поведения. Наибольший вклад в его разработку внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, и др. Согласно этому подходу, хотя потребитель и не может измерить полезность количественно, он всегда в силах сравнить общую полезность потребительских наборов и определить, какой из них более предпочтителен для него.

Ординалистский подход к анализу полезности основывается на том, что потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».

Ранжирование наборов благ основывается на аксиомах потребительского выбора:

аксиоме сравнимости сравнимости, транзитивности, рефлексивности, ненасы­щения независимости потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя, называются картой кривых безразличия.

Одной из самых сложных проблем в экономической теории является проблема количественного измерения полезности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: