Совершенная конкуренция и эффективность. Фирма на рынке совершенной конкуренции

Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том, чтобы, во-первых, рационально распределять ресурсы, и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование.

Рациональное распределение ресурсов достигается, если их распределение между отраслями соответствует структуре общественных потребностей. При этом рыночные цены (Р) отражают общественную ценность (полезность) продукта, а предельные издержки его производства (МС) потери, связанные с производством этого же продукта. Следовательно, равенство Р = МС означает, что ресурсы распределены рационально: ценность последней покупаемой единицы продукта для покупателя равна ценности ресурсов, необходимых для ее производства. Если Р > МС, значит, производство данного продукта недополучает ресурсов и недостаточно с точки зрения общества. Если МС > Р – в производстве данного продукта используются ресурсы, изъятые из других видов производств, фирма несет убытки и необходимо перераспределение ресурсов.

Эффективное использование ресурсов достигается, если производство благ, удовлетворяющих потребительские запросы, осуществляется при наименьших издержках. Рассмотрим с этих позиций условия долгосрочного равновесия конкурентной отрасли. Фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС = Р и производят товары с минимальными средними издержками, о чем свидетельствует равенство Р = AC = LRAC.

Оно означает, что конкуренция вынуждает фирмы ограничивать объемы производства в точке минимальных средних издержек. Другими словами, при долгосрочном равновесии конкурентного рынка обеспечивается оптимальное распределение ресурсов, а производство осуществляется с минимальными долгосрочными средними издержками. Это выгодно и потребителю и обществу: фирмы, чтобы выжить, должны осуществлять производство с минимальными затратами и реализовать товары по ценам, равным предельным издержкам производства.

Однако не следует забывать, что эффективность конкурентных рынков предполагает стандартизацию продукта, что значительно сужает выбор потребителей и тем самым снижает общественное благосостояние, а отсутствие экономической прибыли в условиях долгосрочного равновесия не позволяет фирмам внедрять в производство достижения научно—технического прогресса.

Условием долгосрочного равновесия конкурентной фирмы является равенство цен, предельных и минимальных средних издержек (P = MC=LACmin). Это тройное равенство определяет выводы, касающиеся эффективности совершенной конкуренции.

При анализе рынка совершенной конкуренции особое внимание обращается на эффективность организации рынка. При этом анализируется два аспекта:

1) возможность удовлетворять потребности населения

2) снижение издержек производства

Рынок совершенной конкуренции считается самой эффективной формой организации рынка, так как решаются обе задачи. Так как в долгосрочном периоде цена равна предельным издержкам, то говорят об эффективном распределении ресурсов, то есть таком распределении, при котором объем и структура производства точно соответствует объему и структуре платежеспособного спроса покупателей.

В долгосрочном периоде цена равна минимальному значению средних издержек. Это позволяет говорить о производственной эффективности, то есть фирма нанимает такой объем факторов производства и использует такую технологию, что минимизируются средние издержки, то есть производится продукция самым дешевым способом.

Вместе с тем рынок совершенной конкуренции обладает и некоторыми недостатками:

1) Производство однородной продукции. Следовательно, на таком рынке невозможно удовлетворить все многообразие потребностей покупателей.

2) Неравенство распределения. На рынке совершенной конкуренции действует принцип распределения доходов в соответствии с вкладом каждого субъекта в производство. Так как существует неравенство во владении факторами производства, способностях людей, то доходы распределяются в обществе неравномерно и возникает категория населения, которая не имеет средств для существования (инвалиды, пожилые люди и т.д.).

3) Отсутствие возможности внедрять в производство достижения НТП, так как фирмы, действующие на рынке, невелики по размеру и получают только нормальную прибыль, которой недостаточно.

4) Внешние эффекты и общественные блага. Рынок ориентирован на получение прибыли, вследствие этого не способен в достаточном объеме производить блага, которые приносят выгоду обществу в целом (здравоохранение, образование), и не учитывает ущерб, который наносится обществу в результате производства (загрязнение окружающей среды).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: