Раздел 1. Основополагающие принципы менеджмента и этапы его развития

Наименование Содержание
Организация Это социальное образование, имеющее специально созданную структуру, деятельность которого посвящена определенной цели – эффективному удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах
Эффективность деятельности организации Это степень приближения организации к поставленной цели, которая показывает, насколько она преуспела в выполнении своих функций по созданию добавленной стоимости или новой ценности в результате предоставления потребителям своих товаров и услуг
Производительность деятельности организации Определяется количеством ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации (финансовых, материальных, человеческих и др.) при производстве товаров и услуг, выраженное через количество и качество
Качество деятельности организации Это степень соответствия организации постоянно изменяющимся предпочтениям, ценностям и ожиданиям потребителей ее товаров и услуг
Функционирование организации Это поддержание жизнеспособности и сохранение функций организации, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики в процессе реализации поставленных целей и принятых стратегий
Развитие организации Это приобретение ею нового качества, укрепляющего жизнедеятельность организации в условиях изменяющейся среды, одновременно разрушающего прежние процессы функционирования и создающие новые условия для его более устойчивого осуществления

Таблица 1.1 Определения, параметры оценки и виды деятельности организаций


№ п/п Свойства Особенности
  Энтропия систем Свойство всех систем, отражающее их тенденцию к постепенному «истощению» и смерти (жизненный цикл системы)
  Синергизм систем Способность создавать дополнительные свойства – добавочную ценность и стоимость, снижать издержки, производить больше товаров и услуг
  Делимость систем Способность обеспечить деление и вычленение отдельных элементов и подсистем с целью повышения эффективности системы
  Укрупнение систем Способность систем к объединению и поглощению других систем, отдельных их элементов и подсистем с целью повышения эффективности деятельности системы
  Взаимозависимость и взаимодействие систем Функционирование подсистем неизбежно зависит друг от друга, изменение одной подсистемы неизбежно затрагивает другие подсистемы, участвующие в деятельности системы
  Мобильность систем Способность систем и их элементов перемещаться, концентрироваться в необходимые сочетания с целью повышения эффективности деятельности системы
  Гибкость и адаптивность систем Способность систем воспринимать нововведения и адаптироваться к новым условиям деятельности при возникновении отклонений ее состояния без нарушений целостности

Таблица 1.2 Свойства и особенности предприятий как открытых систем


Организация деятельности Распределение ответственно-сти за выполнение рабочих задач
Ресурсы 3 -человеческие -финансовые -материальные - информационные
Планирование деятельности - выбор целей - определение путей их достижения


Рис.1.1 Процессы менеджмента


            8. Обучающаяся организация 7. Управление тотальным качеством 6. Ситуационные воззрения 5. Научные направления – теория систем (наука управления)
            4. Школа поведенческих наук 3. Гуманистическая школа (школа человеческих отношений)
            2. Административная (функциональная школа) 1. Классическая (традиционная школа)

1880 1920 1960 2000

1900 1940 1980

Рис.1.2 Основные научные школы управления

1). Классическая школа (Тейлор, Форд) – работа, хронометраж, зарплата, нормативы, набор кадров, эффективность труда.

2). Административная школа (Файоль, Муни) – управление как универсальный процесс, совершенствование организации в целом на основе двух принципов – рациональная функциональная схема управления и соответствующая организационная структура управления.

3). Гуманистическая школа (Фоллет) – главное – человек. Он – основа эффективности, задача менеджера – обеспечение выполнения работы другими лицами; кроме денег существуют другие способы удовлетворения потребности людей.

4). Школа поведенческих наук – на базе психологии, социологии – мотивация как взаимосвязь поведения и вознаграждения, налаживание межличностных отношений.

5). Наука управления – новая школа управления на базе теории систем, моделирования (математического), системного анализа и исследования операций.

6). Ситуационный подход – влияние конкретных обстоятельств.

7). Управление тотальным качеством на всех этапах деятельности.

8). Обучающаяся организация – как следствие информационного взрыва.


       
 
Закрытая система Организация, деятельность которой ограничена только внутренней структурой и процессами внутри организации
 
Открытая система Организация, деятельность которой осуществляется с учетом или на основе взаимодействия с внешней средой (рынком, государством, мировым сообществом)
 


Типы систем
  Структура систем
Организации-производители услуг

           
     
 
 


Рис.1.3 Характеристики систем


Организация Процесс трансформации ресурсов Управленческие и производственные технологии
Внешняя среда
Ресурсы
Новые ресурсы
Товары /услуги Прибыли /убытки Удовлетворение работников

Вход

Обратная

связь

 
 


Выход

Рис. 1.4 Системный взгляд на организацию.

       
 
   
 
 
 


Ситуационные воззрения · Организационные феномены укладываются в логические структуры · В близких по характеру ситуациях менеджеры разрабатывают и осуществляют схожие действия
Идея

уникальности

Идея

универсальности

Рис.1.5 Менеджмент и ситуационные воззрения


Уровни Иерархия Ответственность

 
 


Высший уровень Общее собрание собственников Определение миссии,

руководства - - Наблюдательный совет и его целей и стратегии разви-

- стратегический Президент, Генеральный директор тия. Оценка результатов,

менеджмент органи- - председатель Правления выработка корректирующих

заций Исполнительные директора - воздействий и инноваций

члены Правления

 
 


Средний уровень Руководители самостоятельных Претворение в жизнь общих

руководства – бизнес-единиц (отделов) и стратегий развития. Разработка

- Тактический функциональных отделов процедур и тактики достижения

менеджмент бизнес-едини- Генеральные менеджеры поставленных целей. Обеспечение

цами органицации Менеджеры проектов функционирования важнейших

(команд, групп) бизнес-единиц и организации в целом.

 
 


Низший уровень руководства – Руководители подразделе- Реализация определенных управлен-

- операционный менеджмент ний в составе бизнес- ческих функций и бизнес-процессов

бизнес –процессами - единиц и отделов. Выполнение установленных правил и

Мастера процедур. Обеспечение качества продукции

Линейные менеджеры и эффективности выполнения бизнес-процессов.

Офис-менеджеры

Выполнение бизнес-операций Неруководящие Выполнение определенных бизнес-операций,

работники, испонители предусмотренных технологией производства

бизнес-операций и управления. Ответственность за качество

выполненной работы.

Рис.1.6 Уровни и ответственность менеджмента в организационной иерархии



Уровни менеджмента Навыки менеджеров


Высший уровень Концептуаль- Человеческие Технические

Средний уровень ные навыки навыки навыки

Первый уровень

Неруководящие

работники

Рис. 1.7 Взаимосвязь навыков менеджеров и уровней менеджмента

Категория Роль Виды деятельности
1. Управление информацией – информационная категория 1.1 Наблюдатель Поиск и получение информации, просмотр периодической печати, отчетов, Интернет-витрин, личные контакты
1.2 Проводник Анализ и передача информации другим менеджерам, рассылка отчетов, распоряжений, факсимильные и телефонные контакты
1.3 Оратор Информирование внешних субъектов, публикации, речи, отчеты, записки, пресс-релизы
2. Управление людьми – межличностная категория 2.1 Глава Проведение церемоний, символических мероприятий, встречи гостей, подписание юридических документов
2.2 Лидер Руководство и мотивация подчиненных, обучение, консультации, коммуникации с сотрудниками
2.3 Связующее звено Поддержание межличностных связей внутри организации и за ее пределами, переговоры, встречи
3. Управление действиями – категория принятия решений 3.1 Предприниматель Инновация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников
3.2 «Пожарный» Урегулирование споров и иных проблем, уменьшение конфликтов между подчиненными, адаптация к кризисам во внешней среде
3.3 Распределитель ресурсов Решения о выделении ресурсов, составление планов, графиков, бюджетов, расстановка приоритетов
3.4 Участник переговоров Участие в переговорах с профсоюзами о контрактах и зарплатах, с поставщиками о закупках и ценах, представление интересов отделов

Табл. 1.3 Роли менеджеров в управленческой деятельности



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: