| Наименование | Содержание |
| Организация | Это социальное образование, имеющее специально созданную структуру, деятельность которого посвящена определенной цели – эффективному удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах |
| Эффективность деятельности организации | Это степень приближения организации к поставленной цели, которая показывает, насколько она преуспела в выполнении своих функций по созданию добавленной стоимости или новой ценности в результате предоставления потребителям своих товаров и услуг |
| Производительность деятельности организации | Определяется количеством ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации (финансовых, материальных, человеческих и др.) при производстве товаров и услуг, выраженное через количество и качество |
| Качество деятельности организации | Это степень соответствия организации постоянно изменяющимся предпочтениям, ценностям и ожиданиям потребителей ее товаров и услуг |
| Функционирование организации | Это поддержание жизнеспособности и сохранение функций организации, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики в процессе реализации поставленных целей и принятых стратегий |
| Развитие организации | Это приобретение ею нового качества, укрепляющего жизнедеятельность организации в условиях изменяющейся среды, одновременно разрушающего прежние процессы функционирования и создающие новые условия для его более устойчивого осуществления |
Таблица 1.1 Определения, параметры оценки и виды деятельности организаций
| № п/п | Свойства | Особенности |
| Энтропия систем | Свойство всех систем, отражающее их тенденцию к постепенному «истощению» и смерти (жизненный цикл системы) | |
| Синергизм систем | Способность создавать дополнительные свойства – добавочную ценность и стоимость, снижать издержки, производить больше товаров и услуг | |
| Делимость систем | Способность обеспечить деление и вычленение отдельных элементов и подсистем с целью повышения эффективности системы | |
| Укрупнение систем | Способность систем к объединению и поглощению других систем, отдельных их элементов и подсистем с целью повышения эффективности деятельности системы | |
| Взаимозависимость и взаимодействие систем | Функционирование подсистем неизбежно зависит друг от друга, изменение одной подсистемы неизбежно затрагивает другие подсистемы, участвующие в деятельности системы | |
| Мобильность систем | Способность систем и их элементов перемещаться, концентрироваться в необходимые сочетания с целью повышения эффективности деятельности системы | |
| Гибкость и адаптивность систем | Способность систем воспринимать нововведения и адаптироваться к новым условиям деятельности при возникновении отклонений ее состояния без нарушений целостности |
Таблица 1.2 Свойства и особенности предприятий как открытых систем
|
|
|


Рис.1.1 Процессы менеджмента
| 8. Обучающаяся организация 7. Управление тотальным качеством 6. Ситуационные воззрения 5. Научные направления – теория систем (наука управления) | ||||||
| 4. Школа поведенческих наук 3. Гуманистическая школа (школа человеческих отношений) | ||||||
| 2. Административная (функциональная школа) 1. Классическая (традиционная школа) |
1880 1920 1960 2000
1900 1940 1980
Рис.1.2 Основные научные школы управления
1). Классическая школа (Тейлор, Форд) – работа, хронометраж, зарплата, нормативы, набор кадров, эффективность труда.
2). Административная школа (Файоль, Муни) – управление как универсальный процесс, совершенствование организации в целом на основе двух принципов – рациональная функциональная схема управления и соответствующая организационная структура управления.
3). Гуманистическая школа (Фоллет) – главное – человек. Он – основа эффективности, задача менеджера – обеспечение выполнения работы другими лицами; кроме денег существуют другие способы удовлетворения потребности людей.
4). Школа поведенческих наук – на базе психологии, социологии – мотивация как взаимосвязь поведения и вознаграждения, налаживание межличностных отношений.
5). Наука управления – новая школа управления на базе теории систем, моделирования (математического), системного анализа и исследования операций.
6). Ситуационный подход – влияние конкретных обстоятельств.
7). Управление тотальным качеством на всех этапах деятельности.
8). Обучающаяся организация – как следствие информационного взрыва.
|
| ||||
|
|
|
![]() | ![]() | ||||
![]() |
Рис.1.3 Характеристики систем
|
|
|
|
|
Вход
Обратная
связь
![]() |
Выход
Рис. 1.4 Системный взгляд на организацию.
![]() | |||
![]() | |||
![]() | |||
|
уникальности
Идея
универсальности
Рис.1.5 Менеджмент и ситуационные воззрения

Уровни Иерархия Ответственность
![]() |
Высший уровень Общее собрание собственников Определение миссии,
руководства - - Наблюдательный совет и его целей и стратегии разви-
- стратегический Президент, Генеральный директор тия. Оценка результатов,
менеджмент органи- - председатель Правления выработка корректирующих
заций Исполнительные директора - воздействий и инноваций
члены Правления
![]() |
Средний уровень Руководители самостоятельных Претворение в жизнь общих
руководства – бизнес-единиц (отделов) и стратегий развития. Разработка
- Тактический функциональных отделов процедур и тактики достижения
менеджмент бизнес-едини- Генеральные менеджеры поставленных целей. Обеспечение
цами органицации Менеджеры проектов функционирования важнейших
(команд, групп) бизнес-единиц и организации в целом.
![]() |
Низший уровень руководства – Руководители подразделе- Реализация определенных управлен-
- операционный менеджмент ний в составе бизнес- ческих функций и бизнес-процессов
бизнес –процессами - единиц и отделов. Выполнение установленных правил и
Мастера процедур. Обеспечение качества продукции
Линейные менеджеры и эффективности выполнения бизнес-процессов.
Офис-менеджеры

Выполнение бизнес-операций Неруководящие Выполнение определенных бизнес-операций,
работники, испонители предусмотренных технологией производства
бизнес-операций и управления. Ответственность за качество
выполненной работы.

Рис.1.6 Уровни и ответственность менеджмента в организационной иерархии

Уровни менеджмента Навыки менеджеров

Высший уровень Концептуаль- Человеческие Технические

Средний уровень ные навыки навыки навыки

Первый уровень

Неруководящие
работники

Рис. 1.7 Взаимосвязь навыков менеджеров и уровней менеджмента
| Категория | Роль | Виды деятельности |
| 1. Управление информацией – информационная категория | 1.1 Наблюдатель | Поиск и получение информации, просмотр периодической печати, отчетов, Интернет-витрин, личные контакты |
| 1.2 Проводник | Анализ и передача информации другим менеджерам, рассылка отчетов, распоряжений, факсимильные и телефонные контакты | |
| 1.3 Оратор | Информирование внешних субъектов, публикации, речи, отчеты, записки, пресс-релизы | |
| 2. Управление людьми – межличностная категория | 2.1 Глава | Проведение церемоний, символических мероприятий, встречи гостей, подписание юридических документов |
| 2.2 Лидер | Руководство и мотивация подчиненных, обучение, консультации, коммуникации с сотрудниками | |
| 2.3 Связующее звено | Поддержание межличностных связей внутри организации и за ее пределами, переговоры, встречи | |
| 3. Управление действиями – категория принятия решений | 3.1 Предприниматель | Инновация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников |
| 3.2 «Пожарный» | Урегулирование споров и иных проблем, уменьшение конфликтов между подчиненными, адаптация к кризисам во внешней среде | |
| 3.3 Распределитель ресурсов | Решения о выделении ресурсов, составление планов, графиков, бюджетов, расстановка приоритетов | |
| 3.4 Участник переговоров | Участие в переговорах с профсоюзами о контрактах и зарплатах, с поставщиками о закупках и ценах, представление интересов отделов |
Табл. 1.3 Роли менеджеров в управленческой деятельности
















