Оценка энергетической эффективности электроприводов

В процессе проектирования большую и возрастающую – роль играют энергетические аспекты выбора технического решения, поскольку один и тот же алгоритм функционирования, одни и те же технические показатели можно реализовать при существенно различных затратах энергии, т.е. при различных ее потерях. Если учесть, что электропривод потребляетболее 60 % всей вырабатываемой электроэнергии, то очевидно как велика цена ее неоправданных потерь и какважнаоценка технических решений по энергетическим критериям [2,3].

Коэффициент полезного действия. Каждый полезный процесс передачи и преобразования энергии сопровождается неизбежными ее потерями. Передав или преобразовав энергию W, мы обязательно потеряем ΔW, и весь вопрос в том, как велика доля ΔW по отношению к W,т.е. каков КПД

. (19)

Общее выражение КПД (7) в конкретных случаях может видоизменяться по форме, не меняясь, конечно, по сути. Так, если процесс неизменен во времени (см., например, рисунок 1, а), можно выразить КПД через мощности - полезную Р и потерь ΔР:

.(20)

Это выражение можно преобразовать, понимая под полезной мощностью мощность на выходе устройства Р=Рвых, а под общей за траченной мощностью -мощность на входе Р+ΔР = Р вых/ Р вх. Тогда

(21)

Последнее выражение используется обычно при пас­портизации различного рода устройств - указывается но­минальный КПД ŋном= Рвых.номвх.ном и приводится кривая ŋ = f(Рвых.номвых.ном), имеющая обычно экстремум в зо­не Р вых/ Р вых.ном= 0,8÷1 (см. рисунок 6).

Выражения (19) и (20) относятся к мгновенной мощности, к мощности в данный момент; переход к энергии при известных Р(t) и ΔР(t) и к выражению (21) в простых случаях - при однонаправленном потоке энергии осуществляется через определение энергии, т. е. через интегрирование Р(t) и ΔР(t) по времени.

Так, если энергетический процесс циклический, уместно говорить о КПД цикла

(22)

где - полезная работа за цикл, в примере это в основном работа, затраченная на деформацию прес­суемого изделия;

, (23)

- потери энергии за цикл.

Подчеркнем, что КПД, вычисленные по (21) - (22), могут существенно, радикаль­но различаться, поскольку оценки через мгновенные мощ­ности характеризуют один определенный режим, а в цикле присутствуют разные режимы и при разных временных интервалах. В этой связи не имеет смысла и приводит к ошибкам часто применяемое на практике сравнение различных устройств или систем по номинальным КПД.

Отметим, в связи с изложенным, фактическая оценка экономичности или неэкономичности может быть сделаналишьпри учете конкретных условий работы, режимов.

Пусть привод, обеспечивающий регулирование скорости в диапазоне работает с Мс = М ном в циклическом режиме, причем на каждой из большого числа характеристик работа происходит в течение одинакового времени (рисунок 7, а), т. е.

(24)

Найдем выражения цикловых КПД по (22) для двух случаев - реостатного регулирования, когда

(25)

и регулирования в системе преобразователь - двигатель, когда потери на любой характеристике можно полагать неизменными:

(26)

где - коэффициент, учитывающий потери в преобразовательном устройстве.

Рисунок 5- Нагрузочная диаграмма Рисунок 6- Зависимость номинального

и тахограмма КПД от нагрузки

Рисунок 7 - Цикл (а) и зависимости относительного циклового КПД от

диапазона регулирования скорости (б)

В первом случае будем иметь

(27)

во втором

(28)

Построив графики (см. рисунок 7 б), убе­димся, что даже при очень благоприятных условиях и b = 2) система преобразователь-двигатель имеет преимущество по цикловому КПД лишь при D > 1,5. Если b = 3, что характерно, например, для системы генератор - двигатель, то последняя лучше при D > 3, причем даже при больших D разница, не очень велика - около 0,05. Для маломощных двигателей с малым ŋном и относительно большими потерями в преобразователе может оказаться, что система преобразователь - двигатель будет уступать двигателю с реостатом по цикловому КПД в рассматриваемых условиях при любых диапазонах регулирования. Разумеется, при этом не следует забывать о других ее преимуществах.

Случаи не однонаправленного потока энергии. Все изложенное выше, как отмечалось, относится к однонаправленному потоку энергии, когда мощность не меняет знак. Это позволяет просто определить энергию за цикл, цикловой КПД и т. п.

Вместе с тем нетрудно заметить, что даже в самых простых случаях, когда направление потока энергии изменяется в цикле, изначальные представле­ния о КПД становятся недостаточными. По существу это связано с нестрогим определением «полезной» энергии, а формально выражается в том, что интегрирование, например, за цикл мощности разного знака, приводит к ничего не выражающим значениям энергии.

Указанная неоднозначность в оценках энергетической эффективности процессов и устройств, характерная для электропривода, где постоянно используются различные энергетические режимы, т. е. изменяется направление потоков энергии, приводит к нежелательным последствиям - нестрогим сравнениям,необоснованным решениям и т. п.

Обобщенный критерий энергетической эффективности. Устранить неопределенность можно, условившись о равноправности всех режимов в цикле, если они необходимы для осуществления технологического процесса и, следовательно, полезны. Так, тормозной режим в транспортном средстве ничем не хуже (а иногда и ощутимо лучше) режима пуска. Удержание руки робота в нужном месте какое-то время - тоже очень полезное действие.

Если принять, что разнополярный график Р(t) полезен, то естественно перейти к определению полезной энергии W в (23) по следующему выражению:

(29)

Именно это принципиальное обстоятельство положено в основу обобщенного критерия энергетической эффективности, позволяющего однозначно и недвусмысленно оце­нить энергетическую плату за некоторый полезный по условию энергетический процесс.

В указанном критерии использованы еще три уточнения: точно определено место (сечение) энергетического канала, где оценивается эффективность, точно указаны элементы, потери в которых учитываются, и, наконец, точно определен интервал времени (период или его любая часть), для которого справедлива оценка.

Для энергетического канала (см. рисунок 8), состоящего из источника энергетической энергии Эк, силовых передающее - преобразовательных элементов электропривода Э1…, Эi…,Эn, включающих питающую линию Эј, и рабочий орган Эп,, технологический объекта Эп+1, взаимодействующий с электроприводом.

1 2 … 3 4

W0,1 W1,2 Wi,i+1 Wn-1,n Wn,n+1 Wn,n+1

DW1 DW2 … DWi DWi+1 … DWn-1 DWn

DWk … DWj … DWr

Рисунок 8 - Энергетический канал электропривода

Обобщенный критерий энергетической эффективности определится тогда следующим образом:

(30)

где в соответствии с (29)

(31)

(32)

Внешняя громоздкость (30) не должна смущать - это выражение нисколько не сложнее (29), однако в нем указаны место оценки - между i - м и (i+1)-м элементами канала; элементы, в которых учтены потери, - от k - годо l-го (у потерь специально введен свой индекс суммирования j) и время τ, отсчитываемое от некоторого момента t 1.

Легко обнаружить, что из (30) без всякого труда получаются выражения (21) и (22), однако обобщенный критерий, может дать значительно большую информацию. Например, если выбрать местом оценки сечение 0,1 и учесть потери во всех элементах от 1 до п, то при Р0,1>0 критерий даст оценку эффективности потребления энергии от источника на интервале т независимо от процессов на входе. Оценка будет работать и при W n,n+1 = 0, т. е. при отсутствии электромеханического преобразования энергии. При оценке в сечении п, п +1 критерий отразит эффективность преобразования энергии, т. е. меру потерь, которыми сопровождается полезная механическая работа, и т. п.

Коэффициент мощности. Обобщенный критерий,рассмотренный выше, позволяет учитывать, дополнительные потери в сетях переменного тока, обусловленные сдвигом по фазе тока и напряжения (соs φ ≠1) и высшими гармониками тока. Эти потери характеризуются, как известно коэффициентом мощности

(33)

где Р - активная мощность;

ν = I(1)/I - коэффициент искажений;

U,I,I (1) - действующие значения напряжения, тока и первой гармоники тока;

φ(1) - угол сдвига между первыми гармониками напряжения и тока.

При небольших искажениях ν ≈1, т. е.

(34)

и при передаче по линии с некоторым активным сопротив­лением заданной активной мощности Р потери определят­ся как

(35)

где ΔР п.т - потери при передаче той же мощности Р постоянным током.

Не вдаваясь в детали, отметим, что поскольку линия, питающая электропривод, входит в энергетический канал (см. рисунок 8), выражение (30) примененное надлежащим образом, при известных параметрах, позволяет решать любые задачи сравнения вариантов по энергетическому критерию, оценивать мероприятия, связанные с компенсацией реактивной мощности в конкретных условиях, и т. п.

Изложенные приемы оценки энергетической эффективности в целях сопоставления различных технических решении при проектировании основаны, разумеется, на глубоком анализе энергетических процессов в конкретном электроприводе. Эти приемы ни в коем случае не могут заменить анализ, а лишь помогают воспользоваться его результатами [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: