Оптимизация энергетических режимов электродвигателей осуществляется за счет регулирования потока в машине постоянного тока путем изменения тока обмотки возбуждения. Рассмотрим способы оптимизации энергетических режимов в электроприводах постоянного тока с двумя каналами регулирования: по цепи якоря и по цепи возбуждения. Структурные схемы таких электроприводов могут иметь различное исполнение.
Условие, обеспечивающее минимум потерь в двигателе можно представить в виде:
. (46)
Левая часть этого выражения представляет собой переменные потери, а правая - постоянные потери без учета механических потерь.Последние можно назвать потерями на возбуждение D Рв*, так как они состоят из потерь в обмотке возбуждения и потерь в стали.
Поэтому условие поддержания минимума потерь в двигателе можно представить следующим образом:
, (47)
где DРv* =kM¤F=Ik, DРв*=F(k+kw)=I(k+kw).
Структурная схема электропривода постоянного тока, реализующая равенство потерь Рv и Рв, показана на рисунке 9.
Рисунок 9 - Структурная схема электропривода постоянного тока
Она содержит в силовых каналах управляемые преобразователи в цепи якоря (ПЯ) и в цепи возбуждения (ПВ). В цепях якоря и обмотки возбуждения включены специальные датчики тока (ДТ), выполненные, например, на датчиках Холла. Они измеряют квадратичные значения токов якоря и возбуждения. Для определения потерь в стали используются умножитель и функциональный преобразователь (ФП1), на вход которого подается сигнал от датчика скорости (ДС). Значения переменных потерь ΔPυ и потерь на возбуждение ΔPВ сравниваются на входе регулятора Р, воздействующего на ток возбуждения таким образом, чтобы обеспечить равенство их. Если необходимо учесть нелинейность кривой намагничивания, то в систему регулирования включается дополнительный функциональный преобразователь (ФП2), отображающий нелинейную зависимость.
Система регулирования с вычислением оптимального тока возбуждения. Ранее получено выражение (40) для оптимального потока возбуждения. На линейном участке кривой намагничивания это выражение определяет закон регулирования тока возбуждения при известных значениях момента и скорости двигателя. Структурная схема электропривода, реализующая этот закон управления, показана на рисунке 10.
По якорной цепи осуществляется регулирование скорости электропривода с помощью регулятора скорости (РС), на вход которого поступает разность заданного 3 и фактического значений скорости. По цепи возбуждения обеспечивается энергетическая оптимизация электропривода. Поддержание оптимального значения тока возбуждения осуществляется регулятором тока (РТ). Вычислительное устройство (ВУ), например микропроцессор, вычисляет значение по известным коэффициентам,, и измеренным значениям и. Момент двигателя определяется перемножением сигналов, пропорциональных току якоря и току возбуждения.
Рисунок 10 - Структурная схема электропривода
Система с минимизацией потерь при однозначной зависимости.
Если момент на валу электропривода является однозначной функцией скорости, то система регулирования может быть упрощена по сравнению с рисунком 10. Например, для вентиляторов
. (48)
В этом случае выражение (40) преобразовывается к виду
, (49)
т. е. оно становится однозначной функцией скорости.
Система автоматического регулирования, обеспечивающая поддержание заданной скорости с минимизацией потерь в двигателе, может быть построена по схеме, приведенной на рисунке 11, а.
Заданная скорость электропривода обеспечивается за счет регулирования напряжения якоря с помощью регулятора скорости (РС). Функциональный преобразователь по заданной скорости определяет ток возбуждения, который на линейном участке кривой намагничивания находится из выражения (42), так как. При учете насыщения эта зависимость должна быть скорректирована ФП в соответствии с зависимостью. Примерный вид зависимостей для вентиляторноймеханической характеристики показан на рисунке 11, б.
Рисунок 11 Рисунок 12
Поисковая система минимизации потерь. Рассмотренные системы автоматического регулирования имеют общие недостатки, заключающиеся в том, что - необходимознать величины,, конкретных двигателей и производить по ним индивидуальную настройку функциональных преобразователей и регуляторов;
- параметры двигателей (в первую очередь активные сопротивления обмоток) изменяются во время работы, что может приводить к появлению существенных погрешностей в системах автоматической минимизации потерь.
. (50)
Этих недостатков лишена поисковая система автоматического регулирования, структурная схема которой показана на рисунке 12, а. Она содержит датчик мощности (ДМ), измеряющий суммарную активную мощность, потребляемую по цепям якоря и возбуждения и равную
Если и то мощность зависит только от потока и имеет минимум, соответствующий минимуму суммарных потерь. Вид зависимости при различных для двигателя П71 показан на рисунке 12,б.
Известно, что в точке экстремума производная функции изменяет свой знак. Регулятор в цепи управления обмотки возбуждения производит «поиск» минимума потребляемой мощности путем поддержания на нулевом уровне производной мощности по времени.
Преимуществом такой системы регулирования является независимость от параметров и условий работы электропривода, однако ее точность невысока, так как минимум мощности не очень четко выражена (см. рисунок 12, б). Кроме того, при колебаниях момента или скорости электропривода поисковая система регулирования оказывается неработоспособной.