Общие характристики и составляющие успеха организаций

Сложные организации имеют общие характеристики, черты:

- наличие общих целей;

- преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (трудовые ресурсы), напитал (деньги, основные фонды), материалы, технология и информация;

- зависимость организации от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает экономические условия, потребителей, законодательство, правительственные акты, конкурентов, общественные ценности и взгляды, технику и технологию и др, Эта среда, которая оказывает существенное влияние на организацию, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров;

- разделение труда. Разделение всей работы на части называется горизонтальным разделением труда. Например, работу по управлению парусным судном можно разделить на такие части: управление парусами, управление рулем, Отделение работы по координированию действий от самих действий называется вертикальным разделением труда;

- образование подразделений в сложных организациях. Подразделения организации выполняют свои специфические задания и добиваются своих конкретных целей. Такие подразделения называются отделами, службами, цехами, участками и т, п. Так, швейная мастерская может иметь цех раскроя, цех пошива, цех отделки, службу маркетинга, службу снабжения, технологический отдел, ремонтную службу и др. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

Таким образом, по сути своей большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Например, учебная группа студентов (учащихся, слушателей) является одним из подразделений учебного заведения. Уже после нескольких совместных занятий, как вы, наверное, заметили и сами, самопроизвольно создается несколько сплоченных группировок - неформальных групп.

Для того, чтобы организация могла добиться успеха, цели и задачи ее подразделений должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является важной деятельностью для организации. Фактически. крупные организации современного общества стали возможны только тогда, когда четко отделилось управление от коммерческой и.т.п. технической деятельности.

Любая организация стремится добиться успеха. Что же такое успех организации? Чем он определяется?

Организации существуют для реализации определенных цели и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха.

1-наиболее распространенными целями считаются размер бизнеса (продаж), размер прибыли, устойчивый рост прибыли, высокое качество продукции, признанное во всем мире, и т. п., цели, которые можно назвать общими словами - результативность и эффективность. По словам Питера Ф Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные, правильные вещи", а эффективность - следствием того, что "правильно создаются эти самые вещи". Так, "Мак Доналдс определил способ приготовления нужной всем вещи - гамбургеров так, чтобы обеспечить их невысокую себестоимость и устойчиво высокое качество - и этим обеспечил себе успех.

Однако если организация, в какое-то время прославившая себя выпуском качественной продукции, просуществовала недолго, затем распалась, обанкротилась, то вряд ли ее можно считать успешной. Поэтому важной целью любой организации (особенно в бизнесе) является - выживание, возможность существовать как можно дольше Вместе с тем, выжить организация может только благодаря результативности и эффективности. Следовательно, эти две цели тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важной количественной характеристикой эффективности является производительность. Производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации). Ключевой составляющей производительности является качество

Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация смогла выжить и добиться успеха.

Производительность определяет уровень жизни общества, величину налогов, социальные гарантии граждан страны, уровень инфляции. Поэтому главным фактором, который может обеспечить подъем экономики России, является рост производительности общественных и частных организаций, Не сама форма собственности решает дело - а уровень производительности, который она обеспечивает.

Менеджеры решают, какие цели в области производительности будут поставлены перед организацией, какие методы получения продукции будут использованы, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и другое. Именно руководители своей организованностью, личным примером задают тон в организации. Именно они определяют, будет ли в своей работе организация ориентирована на качество, производительность и на потребителей или останется к ним безразличной.

Что могут сделать менеджеры для успеха организации и как они это смогут сделать? Как показывает теория и практика менеджмента, менеджеры должны:

1) принимать решения, которые должны быть практически реализуемыми;

2) установить общие характеристики организации, чтобы понять работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы;

3) учитывать различия между организациями, которые называются ситуационными переменными. Последние распадаются на две основные категории: внутренние и внешние переменные;

4) использовать интегрированный подход при принятии решений, т. к. все многочисленные ситуационные переменные и все функции управления взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга;

5) понимать, что не существует отработанных, в любой ситуации "правильных" ответов. Нужен гибкий, творческий подход к переменам

Итак, эффективный руководитель, принимая во внимание ситуационные переменные, понимает, что не существует единственного "правильного" способа совершения чего-то, Оптимальный выбор - это выбор того, что наиболее соответствует ситуации, сложившейся на данное время.

Для того, чтобы сделать правильный выбор, руководитель должен иметь комплексный взгляд на вещи.

ВЫВОДЫ

1. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения обшей цели.

2. Организации преобразуют ресурсы для достижения конечных результатов.

3. Организации должны взаимодействовать с внешней средой для того, чтобы получать ресурсы и находить потребителей для своей продукции. Зависимость от внешней среды, которая постоянно меняется и находится вне влияния менеджера, является основной причиной того, почему в управлении нет абсолютных правил.

4, Все организации осуществляют горизонтальное разделение труда, разбивая всю работу на составные части. Крупные организации осуществляют такое разделение, создавая подразделения.

5. Управление необходимо для координирования деятельности всех подразделений и задач организации.

6. Вертикальное разделение труда, создание уровней управления используется для дифференциации и координации управленческой работы. Традиционно выделяется три уровня управления

7. Чтобы быть успешной, т. е. добиться своей цели, организация должна выжить благодаря результативности и эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: