Различия в функциях лидера и руководителя на предприятии

Наименование функций Лидер Руководитель
Объект управления Неофициальные межличностные отношения Официальные отношения в группе
Субъект управления а) Элемент микросреды б) Выявляется стихийно, на эмоциональном фоне а) Элемент макросреды б) Назначается или избирается целенаправленно, осознано
Характер функционирования Характеризуется стабильностью Характеризуется стабильностью
Методы влияния Отсутствие формальных властных полномочий, влияние основано лишь на авторитете Определенная система санкций. Наличие властных полномочий независимо от отношения членов групп
Характеристика процесса принятия решения Более прост и непосредственен, но связан с деятельностью группы Более сложен и опосредован различными объективными обстоятельствами
Среда деятельности Малая группа, в которой выбирают лидера Малая группа, и социальные системы, частью которых она является и которые с ней взаимодействуют

Анализ указанных различий позволил сделать следующие выводы:

1) между этими понятиями существует определенное сходство, проявляющееся в том, что обе категории «лидерство» и «руководство»:

являются субъектами управления социальной общности;

реализуют процессы социального влияния в группах;

имеют определенную субординацию отношений.

2) основным различием между этими понятиями является то, что:

руководство это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирования официальных отношений;

лидерство есть психологический феномен: лидер осуществляет регулирование межличностных отношений (неформальных) в группе.

Безусловно, что идеальной ситуацией было бы совпадение в одном лице на предприятии лидера и руководителя. Однако в реальной жизни любого коллектива лидер может оказаться совершенно непригодным для выполнения функций руководителя, а также возможно существование в социуме нескольких лидеров выделяющихся в различных личностных проявлениях.

Таким образом, говоря о руководстве, мы имеем ввиду действия "формального лидера" - руководителя по координации и упорядочению отношений внутри формальной социальной группы.

В крупных масштабах и на систематической основе исследования по выявлению эффективного стиля управления начались в 30-40 годы XX века и были представлены несколькими направлениями, которые сформировались в четыре научных подхода: личностный, поведенческий, ситуационный, комплексный. Наиболее известные представители этих подходов и основные положения их теорий представлены в таблице 27.2.

Таблица 27.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: