Наименование функций | Лидер | Руководитель |
Объект управления | Неофициальные межличностные отношения | Официальные отношения в группе |
Субъект управления | а) Элемент микросреды б) Выявляется стихийно, на эмоциональном фоне | а) Элемент макросреды б) Назначается или избирается целенаправленно, осознано |
Характер функционирования | Характеризуется стабильностью | Характеризуется стабильностью |
Методы влияния | Отсутствие формальных властных полномочий, влияние основано лишь на авторитете | Определенная система санкций. Наличие властных полномочий независимо от отношения членов групп |
Характеристика процесса принятия решения | Более прост и непосредственен, но связан с деятельностью группы | Более сложен и опосредован различными объективными обстоятельствами |
Среда деятельности | Малая группа, в которой выбирают лидера | Малая группа, и социальные системы, частью которых она является и которые с ней взаимодействуют |
Анализ указанных различий позволил сделать следующие выводы:
|
|
1) между этими понятиями существует определенное сходство, проявляющееся в том, что обе категории «лидерство» и «руководство»:
– являются субъектами управления социальной общности;
– реализуют процессы социального влияния в группах;
– имеют определенную субординацию отношений.
2) основным различием между этими понятиями является то, что:
– руководство это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирования официальных отношений;
– лидерство есть психологический феномен: лидер осуществляет регулирование межличностных отношений (неформальных) в группе.
Безусловно, что идеальной ситуацией было бы совпадение в одном лице на предприятии лидера и руководителя. Однако в реальной жизни любого коллектива лидер может оказаться совершенно непригодным для выполнения функций руководителя, а также возможно существование в социуме нескольких лидеров выделяющихся в различных личностных проявлениях.
Таким образом, говоря о руководстве, мы имеем ввиду действия "формального лидера" - руководителя по координации и упорядочению отношений внутри формальной социальной группы.
В крупных масштабах и на систематической основе исследования по выявлению эффективного стиля управления начались в 30-40 годы XX века и были представлены несколькими направлениями, которые сформировались в четыре научных подхода: личностный, поведенческий, ситуационный, комплексный. Наиболее известные представители этих подходов и основные положения их теорий представлены в таблице 27.2.
Таблица 27.2.