Семинары

Они вошли в практику обучения обществоведению со времени видения этого предмета в учебный план школы. На базе ранее полученных знаний, предварительного изучения рекомендованных источников, собственного опыта учащиеся на таких занятиях под руководством учителя обсуждают важнейшие вопросы темы. Новые цели и содержание обществоведческого образования требуют расширения практики проведения семинаров. Успех занятий зависит от подготовки учащихся к семинару. Заблаговременно дать учащимся план семинара, указать на его место и значение в изучении целой темы, сообщить список обязательных источников и дать рекомендации о способах их изучения, прокомментировать дополнительную литературу для тех кто не удовлетворяется учебным минимумом, индивидуальные и групповые задания, своевременно проконсультировать их исполнителей, оказать помощь в подготовке к семинару тем учащимся, которые в ней нуждаются, - всё это необходимые звенья на подготовительном этапе. Вот, например, возможный вариант плана семинарского занятия по теме: «Политическая система России» (11 класс).

1. Государство и политические партии современной России.

2. Политические нормы и их роль в развитии Российской Федерации.

3. Политическая культура. Общественное мнение о политической жизни России.

Литература для учащихся.

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. М., 1994.

3. Конституция Российской Федерации. Словарь-справочник школьника. М., 1997г.

4. Гаджиев К.С., Коменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию Учеб. Пособие для 10-11 кл. общеобр. Учрежд. М., 1998.

5. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для общеобразоват. Учеб. Завед. М., 1997.

6. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для уч-ся общеобразов. Уч. Заведений. М., 1997.

7. Мушинский В.О. Азбука политики. Учебник для средней школы. М., 1998.

8. Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 классы. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М., 1999.

В порядке подготовки к семинару учащимся предлагается:

1. Изучить литературу (задания всем учащимся).

2. Подобрать материал из газет (заранее распределяется между учащимися как групповые или индивидуальные задания):

а)о работе Федерального собрания, правительства, судебной системы, президента;

б)данные опросов общественного мнения.

3. Посмотреть еженедельную аналитическую программу по телевидению (для всех).

4. Сравнить политическую информацию в двух (любых) газетах (индивидуальные задания).

Для проведения хорошего семинара необходимо такое же мастерство, как и для чтения лекций. Четко определить во вводном слове проблемы, требующие глубокого и всестороннего рассмотрения, умело поставить дополнительные вопросы, если ученик затрудняется развернуто изложить тему, помочь учащимся критически осмыслить выступление, дополнить его и высказать полемические суждения, заметить различные точки зрения и провести дискуссию, суметь дать краткий анализ высказываний учащихся и построить на его основе обобщение по отдельному вопросу и всей теме – таковы различные стороны руководства ходом семинары со стороны учителя. Семинар, будучи продолжением предшествующей самостоятельной работы учащихся дома, в библиотеке, является формой коллективной познавательной деятельности на уроке. Такая деятельность возможна при условии, что учащиеся совместно анализируют вопрос, рассматривают его с разных сторон, излагают сове понимание прочитанного в тексте источников, учатся применять теорию к познанию фактов. Главное здесь – не работа памяти, а напряжение мысли. Учащимся разрешается свободно пользоваться текстами источников, выписками, газетными вырезками, планами, конспектами и т.п. Семинар по сути своей не терпит формализма, механического повторения заученных истин. Напротив, главное здесь – все более глубокое понимание, осознание практической значимости изученных фрагментов произведений мыслителей прошлого и современности, актуальных политических документов, литературы, самостоятельный анализ фактов с позиций изучаемых теорий. Подготовленные по индивидуальным и групповым заданиям сообщения не должны занимать слишком много времени, не должны вытеснять развернутую беседу по изучаемым вопросам. Они должны помочь осмыслению темы не только готовившим сообщения, но и всем учащимся. Как и лекция, семинар предполагает наличие у учащихся умений самостоятельной работы с неадаптированными источниками знаний. Такие возможности появляются, как правило, лишь в 10-11 классах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: