Лабораторные занятия

В практику многих учителей давно вошли уроки самостоятельной работы с печатными источниками знаний (учебником, документами), называемые также лабораторными занятиями. Например, имеется опыт организации работы в классе с текстом Конституции Российской Федерации (при изучении соответствующих тем в 11 классе). Учитывая, что за один час, как правило, не удается овладеть содержанием такого документа в целом, целесообразно разобрать наиболее важные положения, понимания которых определяет изучение источника в целом. Полное восприятие источника обеспечивается предварительным его прочтением дома по заданию учителя либо чтением дома после разбора его наиболее трудных частей в классе. Работа на уроке с фрагментами из произведений мыслителей прошлого и современности, государственных документов с иными текстами должна быть организованна так, чтобы чтение занимало меньшую чать времени, а большую часть – коллективный разбор текста. Руководство со стороны учителя проявляет здесь, прежде всего, в постановке системы вопросов и заданий к тексту. В наиболее общем виде их можно представить как задания, требующие: поиска в тексте ответов на конкретные вопросы, раскрытия своего понимания темы и названия произведения, отдельных слов или частей текста; анализы его логической структуры, выявления главное мысли, основных выводов и аргументов; передача изучаемого содержания в преобразованной форме – в виде аннотации, плана, тезисов; выявление связей изучаемых положений с содержанием учебной темы, с жизнью; поиска данных, подкрепляющих выводы источника или противоречащих им; оценка его теоретического и практического значения; применения теоретических положений источника в процессе анализа учащимися фактов истории или современной деятельности. Так, при рассмотрении в 10 классе темы «Политическая деятельность» учитель может кратко охарактеризовав автора, организовать работу с текстом Н. Макиавелли, представленным в христоматии по курсу «Человек и общество». Вопроизведем этот небольшой фрагмент полностью: «… Не стоит волноваться о дурной славе пороков, не впадая в которые трудно спасти государство, ибо если как следует его рассмотреть, найдётся нечто, что покажется добродетелью, но ведет к гибели, и нечто, что покажется пороком, но, следуя ему, может достичь, безопасности и благополучия». Учащимся предлагается, изучая этот текст, поразмышлять над проблемой соотношений целей и средств в политической деятельности и дать ответы на следующие вопросы:

1. Какие цели политической деятельности имеет ввиду автор? Укажите в тексте вопрос, раскрывающие эти цели.

2. Являются ли эти цели добрыми или дурными?

3. Как оценивает автор средства, которые могут быть использованы для достижения целей? Как относится к «добродетельным» средствам? Считает ли возможным применение «порочных» средств?

4. Какова главная мысль этого фрагмента? Какой аргумент выдвигает автор в пользу главной мысли?

5. Проведите примеры из истории, раскрывающие использование в политике как «добродетельных», так и «порочных» средств.

6. Согласны ли вы с главной мыслью автора? Приведите собственные аргументы в пользу вашей точки зрения?

Когда учащиеся дали ответы на поставленные вопросы, учитель предлагает им подумать над следующими вопросами: Если допустить использование порочных методов для достижения добрых целей (безопасность, благополучие), то могут ли использовать порочные средства все субъекты политической деятельности (все они, как правило, заявляют о добрых целях)? Как будет выглядит политическая жизнь, если все её участники станут применять порочные средства в политической деятельности? Такие же типы вопросов и заданий могут быть предложены и для работы дома при подготовке к семинару. Однако на лабораторном занятии сразу осуществляется «обратная связь»: учитель видит затруднения учащихся, помогает их преодолеть, учит правильно работать текстом источников. При этом последнее обеспечивает постижение по сути изучаемого. Важность практических умений осознается учеником в процессе работы, которая демонстрирует ему связь между способами деятельности и достигаемыми результатами. Таким образом, под руководством учителя здесь происходит одновременно и осмысление главных идей изучаемого текста и подчиненный ему процесс формирования общеучебных умений, позволяющий повышать познавательную самостоятельность учащихся. Разновидностью лабораторных занятий являются уроки, целиком построенные на работе с текстом учебника. Имеющийся опыт подтверждает эффективность таких занятий. Примером занятия, проводимого на основе работы с учебником, может быть второй урок по теме «рыночные отношения в современной экономике» (на первом может быть прочитана лекция). Сначала рассматривается текст о негативных сторонах рынка (первый абзац части текста под названием «Рынок и государство»). Учащимся предлагается под названием «Негативные стороны рынка» дать в виде плана перечень отрицательных последствий рыночных отношений. План принимает примерно следующий вид:

1. Большая дифференциация доходов, зачастую зависящая не от эффективной хозяйственной деятельности.

2. Рынок не позволяет правильно оценить долгосрочные проекты: а)социального обеспечения населения; б)использования невосполнимых природных богатств; в)фундаментальных научных исследований;

3. Циклическое развитие рыночных систем.

4. Безработица.

5. Рост цен

6. Спекуляция ценными бумагами.

Ставятся вопросы, позволяющие уточнить смысл отдельных понятий, используемых в тексте (дифференциация доходов, эффективная хозяйственная деятельность, социальное обеспечение, фундаментальные научные исследования, циклическое развитие, ценные бумаги). Затем обсуждается вопрос: можно ли устранить перечисленные негативнее явления? Вывод о том, что они неустранимы, но могут быть смягчены, сведены к минимуму, служит переходом к изучению следующей части текста. Учащимся предлагается составить схему: «Методы государственного регулирования рыночных отношений». Затем изучается текст «Современный рынок», к которому дается задание: выделить главную мысль текста и аргумента, подкрепляющие её. Главное – побудить учащихся внимательно изучать содержание параграфа разобраться в трудных его положениях. Необходимо предотвратить формальное заучивание плохо понятого текста, добиться ясного понимания имеющихся в тексте понятий и утверждений. В 8-9 классах на лабораторных занятиях работа ведется преимущественно с текстом учебника по наиболее важным темам, а также с относительно несложными текстами документальных источников. В 10-11 классах изучаются относительно трудные тексты, работа с которыми требует педагогического руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: