Половое созревание и полоролевая идентичность подростка

Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. В основе его лежат гормональные изменения, влекущие сдвиги в телосложении, поведении, интересах и самосознании.

Аспект полового созревания, означающий переживание человеком себя как представителя определенного пола, получил название половой идентичности. Таким образом, идентичность — это некоторое самоощущение, переживание. Выражением идентичности в поведении является половая роль. Однако они не всегда тождественны. Нередко человек чувствует одно, а действует иначе. Порой подросток просто не знает, как себя вести, не имеет средств для выражения своей половой роли, и это выражение принимает неправильные формы. Сказанное задает серьезную проблему современной педагогики.

Помимо физиологического и медицинского аспектов, которые некоторым образом освещаются в предметах биологического цикла, половое созревание и становление полоролевой идентичности имеют психосоциальные аспекты, которые практически не представлены в современной школьной программе. Стало общепринятым утверждение о том, что наша педагогика беспола, что современный воспитательный процесс совершенно одинаков для мальчиков и девочек и все это чревато разными негативными последствиями. Кратко остановимся на важнейших психосоциальных моментах полового созревания и рассмотрим в этой связи функции педагога, в частности, в курсе “Человек и общество”.

Половое развитие, — по точному замечанию известного психолога И.С. Кона, — это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. На первый план выдвигается потребность убеждаться в нормальности своего развития на основе сопоставления с другими. Так или иначе, в большей или меньшей степени, но все мальчики и девочки оценивают собственные признаки мужественности и женственности. Прежде всего, это касается внешности. Сравнение своего тела с телом сверстников или сверстниц (а иногда - спортсменов, кинозвезд, популярных певцов4* — обычное и закономерное явление. Одних мальчиков и девочек эти обмеры и сравнения успокаивают, других — наоборот. Нередко приходится сталкиваться с разного рода невротическими реакциями подростков на “недоразвитость” у себя признаков женственности или мужественности. Бывает, что эти реакции провоцируются — прямо или косвенно — взрослыми. Небрежные замечания, а иногда и насмешки или пристальное внимание к некоторым внешним признакам полового созревания без глубоких знаний в этой области — непростительные ошибки взрослых.

От того, как складываются знания подростка о себе, как формируется переживание своего “физического Я” (и полового, в частности), зависят многие стороны его будущего отношения к самому себе, окружающим людям разного пола, а также к чувству любви.

Психосексуальная культура задает подростку определенный полоролевой репертуар: манеру поведения как носителя половой роли. Это поведение определяется внутренними установками, представлениями, стереотипами человек. Исследования психологов в этом направлении немногочисленны, но свидетельствуют о неблагополучии полоролевой идентификации подростков. Так, например, в сочинении на тему, “Какими я представляю себе современных мужчин и женщин” 25% подростков не смогли раскрыть тему, около 50% (в основном — девочки) подменили понятия “мужчина” и “женщина” понятием “человек”. При этом они довольно категорично противопоставляли внешние признаки нравственным и гражданским качествам. Такой результат является свидетельством “бесполой” педагогики и стремлением девочек соответствовать стандартам социальной желательности, поощряемым школой.

В остальных ответах подростков для описания мужчин и женщин использованы в основном полонезависимые характеристики: их отношения к людям, интеллект, интересы. Представления мальчиков о женщинах, особенно по деловым качествам, менее сформированы, чем их же представления о мужчинах. Они часто высказывают мысль, что женщина должна меньше внимания уделять работе. Специфические критерии, описывающие человека как представителя пола, были представлены супружескими и родительскими качествами, особенностями внешности и любовно-сексуальных отношений полов. Традиционные критерии женственности (нежность, мягкость, уступчивость и др.) и мужественности (сила, смелость, воля и пр.) школьники использовали меньше, чем следовало бы ждать. У девочек представление о мужественности противоречиво: возвышенно-романтическому образу противостоят весьма заземленные требования к внешности. В образе женщины девочки подчеркивают внешность и эмоции, мальчики делают упор на эмоциональную стабильность и отсутствие напряженности. В целом представления мальчиков о женщине более реалистичны, чем представления девочек. Ни мальчики, ни девочки не выделяют качеств, описывающих отношение женщины к мужчине. В то же время они подчеркивают, что мужчина должен уважать женщину.

Эти ответы красноречиво свидетельствуют о “перекосах” в представлениях, установках и ожиданиях подростков. Картина еще более усугубляется тем, что в реальном поведении проявляются часто прямо противоположные декларируемым установки и ожидания. Налицо — нечеткость, спутанность полоролевой идентификации.

Курс “Человек и общество” не может решить проблему полоролевой идентичности подростков, более того — в силу определенных причин он не может считаться совершенным в этом отношении. Однако попытка предпринята, и перед школьником ставятся вопросы взаимоотношений между полами, общения и социально-психологического климата в семье, отношений между поколениями.

Подчеркнем следующий, важный для учителя, факт. Полоролевое воспитание не может быть “педагогикой на слух” по типу: “Делай, как мы тебя учим”. Оно всегда диалог “концепций Я” мужчины - или женщины-учителя с мальчиками и девочками, а также диалог между определенными поколениями мужчин и женщин. И педагогу всегда важно задавать себе ряд вопросов: “Каков я есть как мужчина или женщина? Каким хочу быть? Каков подросток как мальчик или девочка? Каким он видит себя? Каким хочет быть? А каким я хочу видеть подростка? Каким он (или она) хочет видеть меня? “Личный пример, реальное поведение в жизни — вот что способствует усвоению определенной половой роли гораздо больше, нежели призывы, предостережения или указания, не подкрепленные ничем.

Для того чтобы сделать разговор о любви и дружбе более конкретным, приблизить его к потребностям школьников, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями С.В. Ковалева (См. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991). В частности, предложить (лучше для индивидуальной работы вне класса) тесты, помогающие подросткам оценить степень серьезности своих взаимоотношений с человеком противоположного пата (“Насколько Вы его (ее) любите?”), или определить степень взаимопонимания в паре (“Понимаете ли вы друг друга”?).

Итак, мы рассмотрели основные психологические проблемы старшего подросткового возраста, которые позволяют составить (хотя и весьма общее) представление о потребностях, интересах, способностях и возможностях современных учащихся 8—9 классов. Курс “Человек и общество”, как по своему содержанию, так и по методам обучения обладает большими возможностями в плане удовлетворения не только познавательных, но и личностных, коммуникативных потребностей подростков, в плане соответствия их интересам и запросам. Пожалуй. впервые в школьной практике курс “Человек и общество" обращается непосредственно к подростку: его представлениям о себе, жизненным планам, тонкостям взаимоотношений с окружающими. Эту личностную субъективную направленность курса учитель должен стараться провести “красной нитью” от первого до последнего урока.

Мы говорили о наиболее типичных особенностях психологии современных старших подростков, которые могут служить ориентирами в работе учителя. Однако для того, чтобы курс был успешен, важно, руководствуясь этими ориентирами, искать свой индивидуальный путь, свои подходы, свои методические приемы, соответствующие тем условиям, тем конкретным школьникам, с которыми приходится работать учителю. Ориентироваться на проблемы, потребности, запросы своих воспитанников должен каждый педагог. При этом следует избегать общих фраз, традиционных напутствий или призывов. Залог успешности обществоведческой подготовки в современных условиях — в личностно-ориентированном характере обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: