double arrow

Уроки-диспуты



Диспут – это публичный спор на общественно важную тему. В отличие от конференции его основой является не доклады, а выступления с различными точками зрения по обсуждаемому вопросу. Поскольку подготовленность учащихся для научного сопра недостаточна, диспут может быть проведен, как правило, по проблемам, в которых большое значение имеет личное мнение. Такие проблемы учитель находит чаще всего при изучении вопросов межличностных отношений, нравственности, культуры. Имеется довольно большой опыт проведения диспутов с обсуждением вопросов любви, дружбы, внутренней внешней культуры, интеллигентности и т.д. Подготовка диспута нередко осуществляется группой учащихся, которые проводят анкету, позволяющие выявить различные точки зрения по теме диспута. К диспуту всем учащимся даются вопросы. При подготовке к диспуту учащимся дается список литературы, позволяющей обдумать различные подходы к обсуждаемой проблеме. На уроке-диспуте выступают представители различных точек зрения. От них требуется аргументы в пользу своих взглядов. От учителя во многом зависит успех диспута. Его задача – подмечать расхождения в подходах и трактовках, улавливать нюансы в позициях выступающих, это позволяет ему привлекать внимание к противоречиям в позициях участников диспута, побуждать их к поиску убедительных аргументов. Не исключено и изложение им собственной точки зрения с соответствующей аргументацией. Но итог диспута – не определение того, кто прав и кто не прав, а выявление позиций, которые сопровождались наиболее убедительными доводами. Его педагогический результат – выработка собственной позиции по обсуждавшимся вопросам, умения её отстаивать, и одновременно умения прислушиваться к другим мнениям, к аргументации оппонентов, умения соглашаться и с иной точкой зрения. Диспут – непростая форма, и использовать её можно лишь тогда, когда есть уверенность, что получится содержательный спор, что учащиеся смогут сформулировать свои собственные взгляды и построить необходимые доказательства. Специфика этой формы урока предполагает психологическую предрасположенность к такого рода содержательному общению, что связано с возрастными особенностями, а также с общеобразовательной подготовкой учащихся. Поэтому диспут возможен, главным образом, в 10-11 классах.






Сейчас читают про: