О подготовке к преподаванию учебной темы

Перед началом учебного года и на его протяжении основное место в домашней работе педагога занимает подготовка к изуче­нию очередных тем и входящих в них уроков. На этом этапе под­готовки учитель закладывает фундамент для реализации четвер­того уровня содержания, когда оно непосредственно включается в процесс обучения, становится результатом совместной деятельно­сти преподавания и учения. Первым шагом такой подготовки яв­ляется осмысление места темы в учебном процессе. Перечитывая учебную программу (непременно включая и объяснительную за­писку), соответствующую главу учебника, учитель лучше уяснит место темы в общей системе обществоведческого предмета, в кур­се, преподаваемом в данном классе, методику формирования ос­новных понятий, возможность и необходимость ретроспективных и перспективных связей внутрипредметного и межпредметного содержания.

Здесь и ниже изложение будем пояснять на примере отвечаю­щей типовой программе одной из тем пособия «Введение в обществознание» (гл. VI). Тема названа «Гражданин. Государство. Пра­во». Она закладывает основы понимания некоторых правовых (частью - политико-правовых) знаний, овладение которыми со­действует формированию человека-гражданина, его ориентации на утверждение правового государства, воспитанию гражданст­венности. Содержательный «костяк» предметного содержания: гражданин, государство, право, его роль в жизни человека, обще­ства, Конституция как основание и источник развития всего пра­ва. Ретроспективно тема связана с материалом о гражданине, из­ложенном в предыдущем разделе («Человек, природа, общество») и о морали (предыдущая глава). Перспективно тема служит фун­даментом для изучения следующей темы о правах человека и гражданина, дает некоторое представление о политико-правовой сфере, существенно обогащаемые в старших классах.

Следует учитывать межпредметные связи с курсом истории: некоторые сведения о конституционном развитии нашей страны, зарубежных стран. Уже на первом этапе подготовки к теме полез­но определить оптимальные для нее способы применения знаний, творческой деятельности, выработки ценностных ориентаций.

Важным условием эффективной подготовки занятий и их про­ведения является тематическое планирование.

Отказ от унифицированной образовательной системы и ста­новление ее многообразия, вариантность содержания образова­ния и методов обучения создали иные, чем в недавнем прошлом, условия для подготовки и проведения занятий. Раньше учебное время, отводимое на предмет, жестко, а регламентировалось учеб­ным планом, количество часов на ту или иную тему определялось программой, оно, как правило, совпадало с количеством парагра­фов (хотя и отводилось небольшое резервное время 3—4 часа в год); программные формулировки перекочевывали в «фонарики» единственного стабильного учебника (иногда, наоборот: из учеб­ника в программу). Теперь же учебное время на тот или иной курс, часть его определяется в зависимости от условий, в которых работает данная школа, может включать кроме базового компо­нента региональный и школьный; в программах количество часов на тему иногда не указывается — оно определяется школой, учи­телем; содержание избранного для данного класса учебника не может не влиять на планирование, более того: учитель вправе ме­нять последовательность изучения, восполнять некоторые пробелы программы и учебника, изучать не весь текст учебника, а лишь часть его, выбранную по разумению учителя (хотя педагоги­чески это, как правило, нецелесообразно, ибо реальна угроза утра­ты предметной целостности, частичного невыполнения требова­ний образовательного стандарта). Многоликости учебного процесса противопоказан ориентир «параграф-урок», ибо главное содержание нескольких параграфов нередко излагается в одноча­совой лекции или, наоборот, на изучение одного параграфа отво­дится 4 — 5 занятий, чаще всего включающих работу с докумен­том, ролевые игры, диспуты.

Опыт преподавания обществоведческих курсов в последние го­ды показал целесообразность многовариантного примерного те­матического планирования. Опубликованное в журнале «Обществознание в школе» примерное планирование курсов «Введение в обществознание», «Человек и общество» может направить работу учителя по составлению личного плана преподавания. Исходными для планирования являются:

1) Цели обучения, которые должны быть реализованы в ре­зультате освоения темы как целостной и относительно закончен­ной части курса.

2) Возможности учащихся, учебное время, определенное на курс. Например, занятия по пособию "Человек и общество" могут начи­наться либо в первом, либо во втором полугодии 10 класса. Возможен и вариант изучения части курса 11 класса в сочетании с историей.

3) Учебная программа, определяющая основное содержание кур­са, последовательность его раскрытия. Заметим, что последова­тельность изложения в программе может не совпадать с учебником. Какую последовательность принять за основу при планировании, выбирает учитель. Нередко учитель сам определяет последователь­ность изложения, учитывая, конечно, содержание и программы, и учебника.

4) Учебник (структура, содержание), по которому ведется пре­подавание. Естественно, что, например, в 11 классе планирование, ориентированное на пособие под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, будет существенно отличаться от планирова­ния занятий по книге под редакцией В.И. Купцова.

5) Относящиеся к данной теме требования действующего об­разовательного стандарта. Так, если изложение в учебнике (что нередко бывает) не отвечает в полной мере необходимости реа­лизации отдельных требований стандарта (или программы), то в тематическом планировании учитывается необходимость выде­ления специального времени на компенсацию пробелов, уточне­ние отдельных положений.

6) Замысел педагога, направленный на освоение учащимися в процессе изучения темы компонентов содержания образования, эффективную организацию самостоятельной познавательной де­ятельности учащихся, оптимизацию учебной нагрузки, в том чис­ле домашних заданий.

7) Стремление педагога к оптимальному (исходя из содержа­ния темы, отведенного на ее изучение учебного времени, возмож­ностей и интересов учащихся данного класса) определению типо­логии уроков. Например, педагогическая необходимость вводной к ряду уроков школьной лекции, специальных уроков для работы над документальным источником (Конституция или ее отдельные главы, Всеобщая декларация прав человека и т.п.), ролевой игры, обобщения изученного материала.

8) Возможность, необходимость реализации межпредметных и межкурсовых связей как средства углубления знаний и получения новых.

9) Ознакомление с массовым опытом преподавания, анализ личного опыта.

При планировании занятий (тема, урок) учитель может обра­титься, помимо указанных в предыдущем параграфе, к книгам и брошюрам различного типа. Большим подспорьем является мето­дические пособия.

Применительно к интегрированным курсам 8—9 и 10—11 клас­сов такие пособия изданы в 2000 г. Их построение соответствует структуре учебных пособий. Часть этих поурочных рекоменда­ций была опубликована в журнале «Обществознание в школе» (1991 — 2000 г.г.)

Важно при подготовке к преподаванию тем и уроков использо­вать поклассные сборники заданий и тестов, опубликованные в Библиотеке журнала «Обществознание в школе» (1998 — 1999 г.г.), отвечающие структуре учебников по интегрированному курсу. При работе над сборниками учитель отбирает задания, которые будут на уроках даны классу, отдельным учащимся.

Существеннейшей частью работы педагога над тематическим планированием является формулирование цели изучения темы. Планируя цели конкретной темы, преподаватель, руководствуясь содержанием, представленным в программе, учебнике, выявляет его возможности для реализации общих целей школьной общест­воведческой подготовки, конкретизируя их применительно к дан­ной теме.

Формулирование замысла можно начать с характеристики знаний, как ведущего компонента учебного содержания. Возмож­на и иная последовательность: начать с выяснения ценностей, ценностных ориентаций, на формирование которых должно быть направлено изучение темы. В планировании, отражающем педа­гогический замысел, указываются теоретические знания, поня­тия, термины, которые должны быть осознаны учащимися: содержится разбивка на уроки разного типа, составляются их планы, включающие изложение нового материала, задания раз­личного типа предлагаются варианты занятий и т.п..

Сказанное поясним на нескольких вариантах планирования уже названной выше темы «Гражданин. Государство. Право».

Основные черты педагогического замысла могут быть во мно­гом общими для разных вариантов. Однако глубина реализации замысла, его методическая интерпретация будут различны, в зависимости от учебного времени, типов, уроков, надпредметных умений учащихся и других моментов. Сформулируем педагогиче­ский замысел изучения темы:

— способствовать выработке эмоционально-ценностной ориен­тации учащихся на знание и осмысление непреходящей ценности человеческой личности, справедливости, права, идей правового государства, гражданской ответственности, уважения к Консти­туции как к основному правовому акту, обладающему высшей юридической силой, на соблюдение правовых актов, эмоциональ­но-негативного отношения к правонарушениям, т.е. к противо­правным действиям гражданина, учреждения, предприятия;

— дать учащимся возможность получить на доступном им уров­не теоретические знания о сущности понятия «гражданин», о гражданстве как правовой связи гражданина и государства, о со­отношении морали, права и закона, об основных принципах правового государства, о признаках и видах правонарушений, о Конституции Российской Федерации — Основном законе госу­дарства; обеспечить знание учащимися терминов: государство, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданин, право, закон, правовая норма, правонарушение, Кон­ституция;

— развивать умение определять понятийные взаимосвязи (лич­ность, гражданин, право, государство; три принципа правового го­сударства), работы с документом (Конституции Российской Фе­дерации);

— обеспечить творческую деятельность путем выполнения со­ответствующих заданий, анализа высказываний мыслителей, вы­явления на базе ознакомления, самостоятельной работы с Кон­ституцией Российской Федерации, Конституциями[11] входящими в нее республик ценностных ориентиров гражданственности.

Таким образом, реализация педагогического замысла должна способствовать эффективному вкладу темы в решение одной из важнейших целей обществоведческого образования — формиро­ванию гражданской личности, сочетающей в себе развитую нрав­ственную, правовую и политическую культуру. Изучаемая тема призвана заложить понимание того, что правовая культура, пра­восознание и вытекающее из него правомерное поведение являет­ся частью общечеловеческой культуры.

Прежде чем перейти к вопросу о планировании темы, выска­жем еще несколько соображений о подготовке педагога к препода­ванию темы.

Желательно перед ее изучением выяснить интересы учащихся, с ней связанные. В этих целях на предпоследнем уроке по преды­дущей теме можно назвать учащимся предстоящую тему и по­просить на следующем уроке высказать свои запросы (например: какие вопросы, связанные с правом, законами вас интересуют и почему?). На удовлетворение этих запросов учитель обращает внимание при подготовке к теме. Думается, что непременным элементом каждого урока должны быть ответы учителя на вопро­сы учащихся, Более того, в целях лучшего понимания учебного содержания, развития интереса к предмету следует стимулиро­вать постановку учащимся вопросов педагогу. Надо, опираться, в частности, на предыдущей опыт, учитывая современные явления, продумать, какие у школьников могут возникнуть вопросы в хо­де изучения темы и заранее подготовиться к ответам на них.

Эти вопросы нередко выходят за рамки собственно учебного со­держания, подчас связаны с текущими событиями в стране, регио­не (например, о терроризме, организованной преступности, о мерах наказания за те или иные правонарушения и т. п.).

Правильно делают те, кто еще в процессе домашней работы дела­ет «заготовки», служащие своего рода увертюрой (вступлением) к теме. Краткое перечисление рассматриваемых в теме вопросов не всегда вызывает необходимый отклик у учащихся, не повышает мо­тивацию к учению. Поэтому надо задумываться о других подходах к началу темы. Один из них формулирование определенного зада­ния, (примеры см. далее). В связи с расширением круга источни­ков, фрагменты которых часто приводятся в учебниках, учитель­ском слове, следует быть готовым ответить на вопросы о том или ином авторе, знать данные о нем, хотя бы в объеме краткой энцик­лопедической справки. Если учитель не может дать ответ на том же занятии, где был задан вопрос, действует непреложное правило сказать учащимся: «Узнаю побольше и отвечу на следующем уро­ке». Это правило действует и тогда, когда учитель затрудняется от­ветить на другие вопросы.

Рассмотрим варианты планирования одной из тем курса. Оно носит примерный характер. Слово “примерный имеет” в русском языке несколько значений: 1) образцовый, 2) приблизительный Мы имеем в виду второе значение. Для удобства рассмотрения ва­рианты планирования2,отражены в двух таблицах, а сами таблицы представлены в краткой форме, в них указано наиболее сущест­венное: тема и форма урока, основные понятия.

Возможно планирование и других методических вопросов. Це­лесообразно, в частности, указывать на межпредметные связи, но в данное время их представить затруднительно, ибо последовательность изучения курсов истории еще окончательно не установлена.

Первый вариант (6 занятий) исходит из необходимости реали­зации педагогического замысла в весьма ограниченное учебное время, что, в частности, сужает возможности углубленного рас­смотрения отдельных существенных положений.

Второй вариант (8 занятий) рассчитан на более глубокую, чем в рассмотренном выше планировании, реализацию педагогического замысла, на большее разнообразие типов уроков, на расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся над текстом Конституции, которая сочетает в себе правовые и политические ос­новы жизни нашего государства, т.е. то, что должно составлять квинтэссенцию знаний гражданина России Планирование может быть использовано и в классах с повышенной подготовкой учащих­ся (в частности, вместо итогового собеседования может быть про­ведено семинарское занятие).

Примерное планирование темы «Гражданин. Государство. Право» в курсе «Введение в обществознание»:

Вариант 1

Дата № урока Тема урока Форма урока Основные понятия
         
  1-2 Роль права в жизни человека и общества Государство и право Принципы правового государства Конституция – Основной Закон Российской Федерации Конституционные основы государственной власти в Российской федерации Школьная лекция Традиционный урок Лабораторная работа по тексту учебника Традиционный урок Лабораторная работа с текстом статей 1,5,10,11 Конституции Российской Федерации Право, закон, отрасли права, правовая норма, правонарушения, правовая ответственность Государство, гражданство, функции государства, государственный аппарат, форма национально-государственного устройства, формы правления, государственный суверенитет. Верховенство власти, незыблемость прав и свобод человека и гражданина, законодательная власть, судебная власть, президент. Конституция, демократия, федерация, республика.
Дата № урока Тема урока Форма урока Основные понятия
         
    Происхождение и сущность государства Сущность права и его отличия от морали Правовое государство Конституция – основной закон Российской Федерации Реализация в Конституции Российской Федерации принципов правового государства Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Роль права в жизни человека, общества, государства Традиционный урок Традиционный урок Лабораторная работа по тексту учебника Традиционный урок Лабораторная работа с текстом статей 1,2,10,15,17,18,94,95(пункт 1),110,118 Конституции Российской Федерации Лабораторная работа с текстом статей 1,5,10,11,12,130,131 Конституции Российской Федерации Итоговое собеседование или семинар по материалу всей темы Государство. Гражданин, функции государства, государственный аппарат, формы национально-государственного устройства, формы правления, государственный суверенитет. Право, закон отрасли права, правовая норма, правонарушении, правовая ответственность. Верховенство власти, незыблемость прав и свобод человека и гражданина, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, президент. Конституция, демократия, федерация, республика.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: