Актуальность проблемы

Вопросы подготовки учителя к преподаванию обществоведческих дисциплин приобрели с конца 80-х – начала 90-х гг. возросшую актуальность, она определяется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, введением нового содержания обществоведческого образования, коренным образом, как говорилось выше (см. главу I), отличающегося от обществоведения предыдущих десятилетий. Одно из решающих для подготовки учителей отличий заключается в том, что ныне содержание обучения социальным интегративным дисциплинам формируется под примечательным общим девизом: Человек и Общество.

Отсюда и новые ориентиры в подготовке к занятиям: единство и взаимосвязь знаний о социальной и индивидуальной жизни человека как наивысшей ценности общества; целостность и сложность жизнеосуществления человека как биосоциального существа, наделенного сознанием, способностью к деятельности, умением творить, духовностью, обладающего неотчужденными правами и гражданской ответственностью.

Новое содержание обществоведческого образования успешно внедряется в массовую практику. Существенно перестраивается вся методическая система обучения предмету. Однако процесс становления нового предмета еще не завершен. Поэтому для подготовки к занятиям необходимо постоянное «слежение» педагога за изменениями в учебных программах, пояснительных к ним записках, за содержанием новых учебных пособий и очередных изданий уже действующих.

Выдвинута и еще одна, абсолютно новая, задача: во-первых, обеспечить достижение всеми учениками требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте по социальным дисциплинам. Следовательно, возникла необходимость обращения к стандарту при подготовке к темам и урокам, постоянного сопоставления собственной деятельности, ее образовательных результатов со стандартом, особенно с его требованиями к уровню подготовки учащихся.

Во-вторых, актуальность проблемы подготовки к преподаванию определяется приоритетной установкой современного российского образования на раскрытие разнообразных мировоззренческих взглядов, сущности и возможных последствий альтернативных решений социальных проблем. Реализация этой установки, противоположной господствовавшей более 70 лет идеологической политической конфронтационности, неизбежно ведет к отказу от идеологической монополии. Кроме того, при подготовке к занятиям надо знать и учитывать постоянное воздействие на учеников информации разных источников, весьма различной по своему происхождению, мировоззренческим корням и политическим установкам. Следовательно, подготовка учителя к занятиям существенно усложняется. Впервые вводятся некоторые международные правовые документы, прежде всего Всеобщая декларация прав человека, в ряде тем учитель и школьники обращаются к тексту Конституции Российской Федерации. Расширяется круг документов (например, различных партий, союзов, общественных движений), источников многовековой социальной мысли, к которым педагог обращается при подготовке к преподаванию, вникает в суть тех произведений, которые прежде и «на слуху» не были. Без такой подготовки учитель не сможет выполнить социально-педагогические требования о формировании альтернативности мышления, о создании в школе благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной мировоззренческой позиции, для подготовки личности, свободной в своей жизнедеятельности и самореализации. Созданию таких благоприятных условий способствует соответствующая подготовка к занятиям. Планируя изучение тем, уроков желательно не только обозначить в плане мировоззренческие, духовно-нравственные, политические и иные вопросы, но и попытаться «предугадать» ход дискуссии. Давая свободу высказываниям, учитель вместе с тем должен быть, подготовлен к тому, чтобы в необходимых случаях достаточно твердо и аргументировано изложить точку зрения, исходящую из приоритета гуманизма и демократии, не признающую фашизма, расизма, националистического экстремизма.

В-третьих, актуальность вопроса о подготовке к преподаванию определяется значительным расширением числа базовых наук, элементы которых интегрируются в обществоведческом образовании. Часть их этих наук (например, политологию, социологию, социальную психологию) преподаватели прежде не изучали. Ранее же изучавшиеся науки во многом обрели новое содержание и поэтому сведения, почерпнутые из лекций, руководств недалекого прошлого в большей своей части не могут быть ныне использованы в преподавании. Более того, необходимо преодоление в сознании педагога ряда догм и схем, которые подчас доминировали в прежнем содержании наук об обществе. Это является далеко не легкой задачей, которую приходилось решать многим учителям. Сами базовые науки относительно быстро развиваются, ими выдвигаются новые положения. Полезность ознакомления учащихся с этими положениями объясняется как «открытостью» многих проблем современного обществознания, так и педагогической установкой на включение в учебный предмет разных точек зрения, в том числе и «несостоявшихся». Все это приводит педагога к необходимости уделять значительное время на освоение новых научных данных и их педагогическую адаптацию.

В-четвертых, актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что в педагогическую практику прочно входит положение: транслируемых школой социальный опыт состоит из четырех компонентов (кратко: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к себе). Поэтому при подготовке к занятиям по курсу, разделу, теме учитель стремится обеспечить овладение школьниками всеми названными компонентами. Дл части учителей такая многоплановость при подготовке не является привычной: последний два компонента нередко «западают», что, в частности, объясняется недостаточным к ни вниманием в прежних учебных пособиях. Преодолению этого пробела может способствовать продумывание путей реализации системы заданий, содержащейся в новых учебных книгах, развитие методической изобретательности самого педагога. В дидактических трудах справедливо отмечается: строя занятия, планируя тему, преподаватель думает над возможностью охвата в занятиях тех или иных компонентов, а в отношении темы, раздела, курса, вообще нельзя обходить тот или иной компонент.

В-пятых, актуальность определяется введением в содержание образования регионального, национально-регионального, школьного компонентов. Это обстоятельство существенно расширяет круг привлекаемых в процессе подготовки к урокам документов, материалов, требует от педагога постоянного обогащения сведений о Конституции и о законах республики, о структуре и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, о культуре, экономике, о социальных сдвигах в республике, крае, области, в местности, где расположена школа.

В-шестых, актуальность вопроса о подготовке к урокам определяется тем, что успех учебных новаций во многом зависит от накопления преподавательского опыта. Желательно, чтобы неотъемлемой частью подготовки к занятиям стало ознакомление с опытом коллег (в рамках методических объединений разного масштаба), анализ полезного и неудавшегося в своем опыте, продумывание мер, направленных на устранение из дальнейшей собственной практики допущенных пробелов и просчетов, на углубление достигнутых педагогических успехов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: