Требования к объектному моделированию бизнес-систем

Рассмотрим требования к моделированию бизнес-систем и бизнес-процессов, описанные, например, в [97].

Главной задачей, решаемой в рамках моделирования бизнеса, является анализ окружающей предприятие среды и того, как предприятие взаимодействует с этой средой. Под окружающей средой, в данном случае, понимается все, с чем предприятие взаимодействует в ходе выполнения своих бизнес-процессов, т.е. клиентов, партнеров, субподрядчиков, конкурентов и т.д. Полная модель бизнеса показывает работникам всех уровней и подразделений предприятия, что должно быть сделано, когда и как именно.

Наиболее известная модель бизнеса – организационная (иерархическая) структура предприятия. Эта модель совершенно недостаточна для того, чтобы проанализировать, спроектировать и (или) изменить предприятие (оптимизировать деловую активность, решить проблемы). Вместо этого нужны модели, показывающие предприятие в контексте его клиентов, поставщиков, партнеров и т. д., т.е. модели, которые представляют бизнес-процессы предприятия и то, как оно производит товары и услуги для внешнего мира (рынка).

Методы и средства, используемые для моделирования бизнеса, должны обеспечивать [97]:

- Визуализацию образа существующего и будущего предприятия и окружающего его мира (рынка).

- Возможность работы с альтернативными архитектурами бизнеса и моделирования их воздействие на деятельность предприятия.

- Описание продукции предприятия в контексте того, как, когда и в ходе какого процесса она обрабатывается.

- Адаптацию выбранного архитектурного решения к существующему предприятию для его последующего внедрения.

- Описание реализации конечного проекта с учетом как человеческих, так и технических ресурсов.

- Представление реконструированного предприятия таким образом, чтобы каждый участник понял новую организацию работ, свои новые задачи и способы их выполнения, т.е. модель должна быть понятна персоналу без длительного обучения и серьезного вмешательства в его работу.

Моделирование бизнеса принято осуществлять в двух направлениях. Во-первых, в направлении обратного инжиниринга, что позволяет понять, как в настоящее время работает предприятие. Обычно это делается для того, чтобы получить прочную основу для кардинального улучшения различных аспектов предприятия в будущем или тогда, когда требуется понять и объяснить, как функционирует предприятие или некоторый его процесс. Во-вторых, в направлении прямого инжиниринга, что обеспечивает описание нового предприятия. Эта работа начинается с формулирования целей и образа (vision) будущего предприятия. После этого набрасываются различные сценарии. Для каждого сценария создается общее описание процесса, включающее заказчиков, поставщиков и т.д., а также сам процесс. Далее проводится имитационное моделирование различных процессов при помощи деловой игры или компьютерной модели. Наконец, выбранная альтернатива реализуется.

В бизнес-модели необходимо уметь выразить [97]:

1. Процессы, т.е. структурированный, измеряемый набор действий, осуществляемый для того, чтобы произвести определенный выход для конкретного клиента на рынке. При моделировании бизнеса модели процессов должны показывать, как клиент может использовать бизнес, и включать в себя полный поток событий в системе, описывающий, как клиент начинает, ведет и завершает бизнес-процесс. Язык моделирования должен описывать различные типы задач или внутренних процессов, из которых состоит почти каждый бизнес-процесс, а также способ взаимодействия этих внутренних процессов при обслуживании клиента.

2. Ресурсы, т.е. как внутренний процесс реализуется при помощи человеческих или технических ресурсов и откуда эти ресурсы будут взяты. Особенно важно уметь показать, как процесс может поддерживаться информационной системой. Должна существовать согласованность между внутренним процессом в организации бизнеса и требованиями, предъявляемыми к поддерживающей бизнес информационной системе.

3. Продукцию. Понятия «товар» и «услуга» или их обобщение – понятие «продукция». Продукция должна иметь характеристики, которые описывают, что с ней можно делать.

4. Потоки событий. Необходимо описывать входные данные из внешнего мира; действия (операции) процесса, которые он производит над исходными данными; потребляемые ресурсы; решения, которые будут приняты, и выход (результат), который процесс отправит во внешний мир. Так как «вход» и «выход» – это способы общения процесса с клиентом, они должны быть ориентированы на клиента.

5. Наконец, существуют общие требования к моделированию бизнеса в целом. При моделировании предприятия обязательно необходимо иметь в виду, что бизнес будет подвержен изменениям. Следовательно, важно, чтобы язык был гибким. Должна существовать возможность менять процессы, но при этом производить продукцию для клиентов бизнеса. Необходимо также иметь возможность адаптировать процессы к новым ситуациям. Например, если предприятие открывает филиалы, должна быть предусмотрена возможность специализировать процесс продаж так, чтобы он работал и в филиале.

При разработке модели бизнеса как в ходе прямого, так и в ходе обратного инжиниринга, согласно рассматриваемой методологии, рекомендуется создавать две модели организации: внешнюю и внутреннюю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: