Законы экономики их характеристика

Закон предложения. Закон спроса.

Спрос определяется желанием покупателя приобрести товар. Следовательно, спрос -- зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар. Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. При этом спрос и величина спроса - это не одно и тоже. Величина спроса определяется уровнем цены на товар, для чего принято строить шкалу спроса. Определяя величину спроса, берут в расчет определенное место и время. (Величина спроса может меняться в зависимости от страны или времени и т.д.) Величина спроса - количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной цене, в определенное время и в определенном месте. Отражение зависимости между ценой и величиной спроса графически примет вид кривой спроса.

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. Изменение величины спроса -- это движение по кривой спроса.

В условиях рынка действует закон спроса - при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар (по мере роста цены на товар величина спроса на него будет падать, т.е. спрос и цена находятся в обратной зависимости). Действие закона спроса объясняют существованием нескольких аргументов:

Ценовой барьер - если цена то для определенных категорий людей этот товар становится недоступным - отказ.

Эффект дохода - при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.

Эффект замещения - при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Принцип убывания предельной полезности - продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь по снижающейся цене.

На практике на спрос влияют неценовые факторы (детерминанты), приводящие к сдвигу кривой влево/вправо:

Уровень доходов покупателя по-разному влияет на спрос на разные типы товаров: «низшие» - менее ценные товары (но с хорошим качеством), приобретаемые людьми с низкими доходами (хлеб, крупяные изделия, секонд-хэнд и т.д.) и «нормальные» товары (более ценные) - овощи, фрукты, мясо, новая одежда. Если доходы потребителя, то растет спрос на «нормальные» товары, кривая сдвигается вверх вправо, спрос на низшие.

Вкусы и привычки покупателей меняются часто и зависят от моды, рекламы, времени года….

Цены на товары-субституты (взаимозаменяемые, удовлетворяющие аналогичный спрос). При росте цены на основной товар спрос на товар-субститут возрастает.

Цены на дополняющие товары. При увеличении цены на основной товар снижается спрос на дополняющий.

Ожидание будущих цен (доходов). Если ожидается рост, то спрос на товары возрастет.

Изменение числа покупателей. При увеличении числа покупателей, увеличивается спрос.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок -- на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: