Система комплектования и отбора персонала на предприятии формируется путем согласования интересов корпорации и работников. С точки зрения корпорации формирование персонала должно способствовать достижению целей развития корпорации при удовлетворении потребностей работников. Поэтому процесс системы формирования и комплектования и отбора персонала на предприятии должен быть интегрирован в общий процесс планирования ее текущей и перспективной деятельности.
Система комплектования и отбора персонала на предприятии требует решения следующих ключевых вопросов:
- какие работы необходимо выполнять в корпорации для достижения ее целей;
- какая качественная и количественная потребность в персонале необходима в конкретном рабочем периоде;
- какие источники и пути привлечения персонала использовать;
- каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия.
В любой ситуации на потребность в персонале корпорации влияет ряд факторов:
- выбранная стратегия и задачи, стоящие перед корпорацией, а также программы их реализации;
- количество произведенной или реализованной продукции или услуг в расчете на единицу времени в рамках определенных технических мощностей корпорации;
- масштабы механизации, автоматизации производственных и управленческих процессов;
- структура и качественные показатели корпорации, т.е. способы создания рабочих мест на основе описания бизнес-процессов, определение граничных показателей производительности и т.д.;
- индивидуальные показатели производительности, характеризующие возможности замещения определенного количества рабочей силы рабочей силой более высокого качества;
- размер и структура рабочего времени.
Система комплектования и отбора персонала на предприятии в первую очередь связано с определением качественной и количественной потребности в нем.
Адаптация персонала — процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. Адаптация является одной из составляющих частей управления персоналом. Этот термин применим как к новым сотрудникам, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, перемещаемым на новую должность в порядке внутренней ротации. Адаптация — приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования.
Адаптация персонала подразделяется по направлениям:
- производственная:
- профессиональная;
- психофизиологическая;
- социально-психологическая;
- организационно - психологическая;
- организационно-административная;
- экономическая;
- санитарно-гигиеническая.
- 2. внепроизводственная:
- адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;
- адаптация в период отдыха.
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой.
Развитие персонала — система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формированиеорганизационной культуры.
Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия.
Развитие персонала включает следующий комплекс мер:
- профессиональное обучение;
- переподготовка и повышение квалификации кадров;
- ротация;
- делегирование полномочий;
- планирование карьеры персонала в организации.