Термины и понятия. Альтернативные (вмененные) издержки

Альтернативные (вмененные) издержки

Бухгалтерская (финансовая) прибыль

Экономическая прибыль

Нормальная прибыль

Постоянные издержки

Переменные издержки

Валовые (общие) издержки

Средние издержки

Предельные издержки

8.Экономическая сущность, функции и виды цен на продукцию АПК и сельского хозяйства. Формирование цен на продукцию. Понятие, значение, функции и виды цен. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования. Система цен на продукцию и возможности их регулирования

Ценова́я поли́тика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги.

1.Понятие цены и ее роль в с\х производстве.

При рыночных отношениях все процессы, которые осуществляются в производстве и обмене, непосредственно связаны с ценой. Она формируется под влиянием спроса и предложения на определенный вид продукции, работ и услуг, и только точка, где спрос и предложение пересекаются, определяется уровень цены.

Цена – Это денежное выражение стоимости товара. Она является одной из сложных экономических категорий, поскольку находится под влиянием не только закона стоимости, а и всей системы экономических законов. Цены на с\х продукцию играют исключительно важную роль в экономике государства, потому что влияют на все основные экономические, политические и социальные проблемы.

Ценообразование - это процесс формирования и изменения цен, их уровней, соотношений и структуры.

Рыночные цены динамические и могут довольно быстро повышаться и снижаться. При этом цена определяется средней нормой прибыли.

Увеличение спроса приводит к превышению уровня цен над стоимостью, а увеличения предложения - наоборот, к снижению цены сравнительно со стоимостью. Если спрос и предложение уравновешиваются, устанавливается Цена равновесия.

Действия рыночных механизмов в сельском хозяйстве имеет свои особенности, которые состоят в том, что не всегда цена на продукцию, определена в точке пересечения спроса и предложения, перекрывает производственные затраты с\х предприятий. В таком случае необходимо вмешательства государства в систему ценообразования на с\х продукцию.

При этом государства может также иметь цель стимулирования увеличения объема производства с\х продукции, чтоб не зависеть от импорта.

Цена играет значительную роль в перераспределении дополнительного продукта по сферам его использования, влияет на технический прогресс и эффективность производства, а также на размещение продуктивных сил. От уровня розничных цен зависит реальная заработная плата населения.

Себестоимость и прибыль – это элементы всех видов цен, в том числе и на с\х продукцию.

Цена выступает как главная и универсальная форма связи производителя продукции с рынком. Она выполняет три функции:

1. Учетная функция цены определяется самой ее сутью, потому что в цене отображаются равные и динамика общественно необходимых затрат на производство разных видов продукции. Благодаря этому цена является средством расчетов всех стоимостных показателей, отдельно валовой и товарной продукции, ее себестоимости, валового и чистого дохода, прибыли.

Цена является измерителем результатов труда. Она дает возможность сравнивать затраты на производство отдельных предприятий или отраслей, определить экономическую эффективность производственных затрат, использование техники, материалов и т. п. Важным условием выполнения учетной функции является приближение цены к своей основе – стоимости, для общественно необходимым затратам труда.

2.материальное стимулирование увеличения производства. Эту функцию она выполняет вследствие роста части прибыли, включенную в цену, т. е. отклонение ее от стоимости. При слишком низкой цене теряется любой стимул производства, и наоборот, при более высокой цене большую прибыль получают независимо от качества работы. Однако слишком высокие цены на товары создают экономически неоправданные льготные условия для одних отраслей и предприятий за счет других, что ни как не содействует усовершенствованию производства, экономическому использованию денег и материалов.

3.распределительная функция, Используется как инструмент разделение и перераспределение валового дохода между отраслями. Отклонение цен на разные виды продукции от стоимости обуславливает разницу в валовом доходе и прибыли. С помощью механизма цен государство вынимает часть созданной в с\х прибыли и перераспределяет ее на общегосударственные потребности.

В условиях свободных цен важное значение получает принцип активного влияния государства на платежеспособный спрос населения на продукты питания, особенно тех категорий, которые получают доходы из гос. бюджета и централизованных фондов соц. страхования и обеспечения. Существенное отставание платежеспособности спроса населения на продовольственные товары обуславливают искусственный кризис перепроизводства с\х продукции, его спад, а значительное превышение этого спроса в условиях дефицитности и регулированности цен – к расширению спекуляции и перекачивания средств в сферу оборота. Поэтому ценовой механизм АПК должен находиться в тесной связи с так называемым потребительской корзиной, которая определяет минимальный нормативный спрос населения на продовольственные товары.

2. Система цен на продукцию с\х.

Система цен включает многие их виды. В настоящее время выделяют следующие виды цен:

1. оптовые – это цены, по которым предприятия-изготовители и оптово-сбытавые организации продают свою продукцию.

2. розничные цены – это цены, по которым розничная торговля продает товары населению или мелкооптовому потребителю.

В структуре мелких цен на с\х продукцию основное место занимают закупочные цены, потом затраты, связанные с заготовкой и реализацией, транспортные затраты, прибыль заготовительных, торговых и транспортных организаций.

3. тарифы - это цены на услуги, которые предоставляются предприятиям и населению: транспортные, коммунальные, связи.

4. рыночная цена – создается в процессе реализации на рынке коллективными предприятиями, фермами и населениям сельскохозяйственной продукции. Уровень цен рынка формируется под влиянием спроса и предложения товаров и значительной степенью зависит от степени насыщения ими государственной и кооперативной торговли и объемов завезенной на рынке с\х продукции.

5. расчетные цены – используют при экономических взаимоотношениях в коллективных, государственных предприятиях из межхозяйственными и арендными коллективами.

6. цены за сметную стоимость – представляют собой разновидность цен на строительную продукцию. Они используются для расчетов с\х предприятий и фермерских хозяйств с подрядными организациями за построенные объекты и выполненные работы согласно с их сметной стоимостью. С использованием этих цен определяется балансовая стоимость возведенных основных фондов, насчитывается ежегодная амортизация, устанавливаются объемы капитальных вложений.

Рассмотренные цены на с\х продукцию взаимосвязаны и взаимообусловленные. Изменение в уровне одних цен, как правило, влияют на величину других. Например, уровень мелких цен на продукты питания определяются в основном величиной закупочных. В свою очередь закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию зависят от ее себестоимости, а величина себестоимости – значительной степенью от уровня оптовых цен на машины, топливо, запасные части, удобрения.

В условиях рыночной экономики для предприятия цены являются средством покрытия затрат на производство и реализацию с\х продукции. В связи с этим они должны учитывать реальные затраты производства, а ценообразование – обеспечить стимулирование повышения эффективности с\х производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: