Трение качения

Сила трения качения по крайней мере в 10 раз мень­ше силы трения скольжения. Сопротивление качению объясня­ется деформационными потерями в нижележащем твердом теле. При отсутствии пластической деформации трение обусловлено гистерезисными потерями в твердом теле. При трении качения происходит взаимное проскальзывание поверхностей, которое можно представить при рассмотрении качения шарика (рис. 5.2). Окружность АВ шарика перемещается посередине канав­ки, а окружность СD касается ее края. Окружность АВ проходит за один оборот шарика большее расстояние, чем окружность СD. Эта разница и обусловливает скольжение поверхностей трения.

Гистерезисные потери при трении качения поясним с помо­щью рис. 5.3.

Еще О. Рейнольде заметил, что когда цилиндр из твердого материала катится по плоской поверхности резины, то при каж­дом обороте он проходит путь меньший, чем длина окружности цилиндра. Он предположил, что резина растягивается в точке С не так, как в точках В и D и в результате имеет место, как уже упоминалось, проскальзывание с соответствующим рассеи­ванием энергии. По рис. 4.4 видно, что впереди под шариком в точке Е образуется углубление, а позади шарика в точке А де­формируемый материал полностью (резина) или частично (ме­талл) восстанавливается под действием сил упругости либо уп­ругого гистерезиса; кроме того, вследствие необратимой пласти­ческой деформации силы реакции позади шарика меньше, чем силы давления впереди него. В результате шарик совершает ра­боту деформации.

При трении качения в случае твердых тел деформации по­верхностей невелики, и окисные пленки, имеющиеся на поверх­ностях трения, не подвергаются значительным разрушениям

Рис. 4.3. Шарик, катящийся по ка­навке

Рис. 4.4. Шарик, катящийся вправо по плоскому упругому основанию

Скольжение поверхностей поэтому происходит не по металлу, а по окисным пленкам, которые могут изнашиваться.

Для приработанного состояния поверхностей по эксперимен­тальным данным сила трения качения

где константа, зависящая от материала; N — нагрузка на шарик; D — диаметр шарика; n =1,7...1,85; m = 1,5...1,6.

Сила трения в подшипниках качения при высоких скоростях зависит от вязкости смазочного материала и может достигать больших величин. На силу трения в подшипниках качения влия­ют вязкость смазочного материала, трение в сепараторе подшип­ника, размер шариков, шероховатость поверхности и др.

Момент трения в подшипниках качения

где з — коэффициенты трения при радиальной и осевой на­грузках, отнесенные к диаметру вала dQ и Т — радиальная и осевая нагрузки.

Сила трения в подшипниках качения увеличивается в случае технологических и монтажных погрешностей, повышенных ско­ростей и при трении в уплотнениях. Значения коэффициентов трения в различных видах подшипников качения находятся в диапазоне 0,002—0,008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: