Формирование изнашиваемой поверхности происходит в результате суммирования различных по интенсивности и видам элементарных актов разрушения и изменений механических и физико-химических свойств материала под воздействием внешних факторов (среда, температура, давление, вид трения, скорость относительного перемещения поверхностей и др.). Совокупность явлений в процессе трения определяет вид изнашивания и его интенсивность. Вследствие разнообразия исходных материалов деталей пар трения и условий их службы виды изнашивания чрезвычайно разнообразны. Однако, опуская в каждом отдельном случае несущественные частности, можно попытаться изнашивание деталей и рабочих органов машин свести к небольшому числу видов, т. е. дать их классификацию, что настоятельно необходимо для разработки соответствующих методов борьбы с изнашиванием.
Вид изнашивания можно установить в первом приближении по внешнему виду поверхности трения. Для полного суждения может потребоваться анализ состава, физических и механических свойств тонких поверхностных слоев.
При эксплуатации машин встречается изнашивание поверхностей трения деталей, вызванное действием газов или жидкостей, например, эрозионное разрушение рабочих кромок золотников или кавитационное разрушение кранов гидравлических систем. Эти и некоторые другие виды повреждений не относятся к изнашиванию в обычно понимаемом смысле. Однако, руководствуясь практической целесообразностью, мы полагали важным наряду с изнашиванием рассмотреть и другие виды эксплуатационных повреждений. Исходя из этого, разрушения рабочих поверхностей деталей и рабочих органов машин, связанные с процессом трения, классифицированы по видам, рассмотренным ниже: водородное изнашивание; абразивное изнашивание; окислительное изнашивание; изнашивание вследствие пластической деформации; изнашивание вследствие диспергирования; изнашивание в результате выкрашивания вновь образуемых структур; коррозионное, кавитационное, эрозионное изнашивание; коррозионно-механическое изнашивание в сопряжениях; изнашивание при схватывании и заедании поверхностей; изнашивание при фрет-тинг коррозии; трещино-образование на поверхностях трения; избирательный перенос.
Вид повреждения не является присущим для данной пары трения, а зависит от условий ее работы. Изменение их приводит к изменению вида изнашивания или разрушения рабочих поверхностей.
При некоторых условиях трения одна деталь пары может подвергаться одному виду изнашивания, а другая — иному. При работе вала по мягкому металлу и смазочном материале, загрязненном твердыми частицами, последние впрессовываются в мягкий металл и вызывают абразивное изнашивание вала, в то время как подшипник изнашивается весьма мало, подвергаясь диспергированию (при повышенной кислотности масла изнашивание подшипника может быть коррозионно-механическим). Поскольку отдельные участки поверхности трения могут находиться в различных условиях смазывания, воздействия внешней среды и т. д., то на одной ч той же поверхности могут располагаться участки с различными видами изнашивания. Например, кромки рабочих поясков золотников гидроагрегатов имеют эрозионные повреждения, в то время как средняя часть поверхности подвергается диспергированию (рис. 5.1).
Некоторые виды изнашивания, например в результате схватывания или абразивного взаимодействия, могут иметь подвиды, характеризуемые различной формой протекания процесса, интенсивностью, внешними признаками. Естественно, методы борьбы с изнашиванием применительно к отдельным подвидам будут разными. Водородное изнашивание проявляется в большей или меньшей степени во всех видах изнашивания. Действие водорода может выражаться в незначительном увеличении скорости изнашивания того или иного вида, а также в самостоятельном полном разрушении поверхностей трения.

Рис. 5.1. Участок поверхности трения золотника у кромки (Х10):
1 — эрозионное повреждение; 2 — диспергирование.






