10.1.. Замена внешнего трения внутренним трением упругого элемента
Кинематические пары с жесткими звеньями для относительно небольших линейных, угловых или совместных перемещений в ряде случаев могут быть заменены неподвижными соединениями с промежуточным элементом высокой упругости, что имеет ряд преимуществ. Взаимное смещение звеньев в процессе их работы достигается за счет деформации специальной эластичной детали; при этом внешнее трение скольжения или качения заменяется внутренним трением упругого элемента из резины. Это соединение выполняется в виде резинометалличе-ского шарнира.
Крепление резины к металлам осуществляется вулканизацией соприкасающейся с металлом резиновой смеси, склеиванием или сцеплением путем предварительного сжатия резины при монтаже металлических поверхностей шарнира. Резина легко вулканизуется к стали, чугуну, латуни и алюминиевым сплавам. Наиболее прочно резина скрепляется с латунями определенного состава. Некоторые ингредиенты резины или клея для ее крепления могут вызвать корродирование стали и чугуна, поэтому одним из наиболее распространенных способов крепления резины является вулканизация смеси в контакте с латунированной поверхностью металлической арматуры.
По способу изготовления различают шарниры, вулканизованные в сборе, закатанные и сборные. Закатанные шарниры встречаются только в виде резинометаллических.
На рис. 10.1 изображен шарнир, применяемый в подвеске автомобиля. Резиновое кольцо 3, надетое на внутреннюю втулку /, вводится в тонкостенную стальную трубу, которую затем раскатывают, в результате чего уменьшается диаметр трубы при некотором увеличении ее длины и создается необходимое сцепление между резиной и металлической арматурой. Края трубы после раскатки завальцовывают. Наружную втулку 2 запрессовывают в проушину листовой рессоры; внутреннюю втулку закрепляют при сборке неподвижно между стенками кронштейна рамы.
Конструкция шарнира в виде резинового башмака (рис. 10.2) встречается в креплениях рессор автомобилей. Концы рессоры зажаты в таких вкладышах. Удлинение рессоры при ее прогибе компенсируется деформацией резины.
Резинометаллические втулки обладают не только радиальной, но в малых пределах также осевой и даже угловой подвижностью. Все шесть степеней подвижности имеют универсальные шарниры со сферической резиновой прокладкой.
Резинометаллические шарниры нашли применение в узлах подвески автомобилей и тракторов, в мягких карданах, в гусеницах тягачей, сочленениях вагонных и локомотивных рам с их поворотными тележками и т. п. По сравнению с обычными рези-нометаллические шарниры имеют следующие преимущества: отсутствует изнашивание от внешнего трения, что исключает абразивное изнашивание деталей; отпадает необходимость в смазывании и установке уплотняющих устройств; упрощается обслуживание; уменьшается масса; в узлах подвески амортизируются удары, что способствует бесшумности хода; в упругих карданах помимо смягчения ударов при резком увеличении крутящего момента происходит гашение вибраций и демпфирование крутильных колебаний. Отсутствие смазочного материала в шарнирах имеет особое значение для машин пищевой и текстильной промышленности.