Смазывание поверхностей трения деталей машин необходимо для уменьшения сил трения, интенсивности изнашивания и нагревания деталей, а также для предохранения поверхностей от коррозии во время остановки машины. Кроме того, смазочный материал оказывает демпфирующее и охлаждающее действие. Потоком смазочного материала отводится как теплота, возникающая при трении, так и теплота от нагретых частей машины, например, в паровых турбинах, двигателях внутреннего сгорания, насосах для перекачки горячих жидкостей. Потоком масла выносятся также из зоны трения продукты изнашивания.
Роль смазочного материала в охлаждении и очистке поверхностей трения значительна даже при бедной, но возобновляющейся при работе смазке. Трение при смазывании хотя бы такими маловязкими жидкостями, как керосин или вода, меньше, а износ — существенно меньше, чем при трении без смазочного материала. При трении чугуна по чугуну на машине Амслера с удельной нагрузкой 1,25 МПа и одинаковой скорости скольжения В. П. Гречиным были получены следующие результаты: коэффициент трения при смазывании минеральным маслом 0,02, керосином 0,06, водой 0,22, без смазывания 0,6; суммарный массовый износ пары образцов в относительных единицах составлял соответственно 1; 1,9; 17,2 и 437.
|
|
Демпфирующее действие смазочного материала заключается в снижении динамичности переменной нагрузки и в уменьшении поперечных и продольных колебаний при переходе через критическую частоту вращения валов. Одновременно под влиянием масляного слоя возможен рост вибрации роторных машин, нарушающей нормальную их работу.
Смазочные материалы могут быть жидкие (масла, вода, серная кислота высокой концентрации в некоторых машинах химической промышленности и другие жидкости), в виде эмульсии, газообразные, пластичные и твердые (тальк, графит, дисульфид молибдена и др.) [43, 44].
11. 2. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Физико-химические характеристики смазочных материалов (СМ)—это регламентированные стандартами показатели для оценки качества. Такими показателями являются: плотность номинальная (при заданной температуре), вязкость номинальная (определяется обычно при температуре 50 или 100°С); температура вспышки — наинизшая температура вспышки паров нагреваемого СМ при приближении пламени в условиях обычного давления; температура застывания — наивысшая температура, при которой масло теряет текучесть по определенному допуску (масло после наклона стандартной пробирки под углом 45° остается неподвижным в течение 1 мин); кислотное число (КОН) —число миллиграммов едкого калия, требующегося для нейтрализации 1 г СМ; коксуемость — отношение (в процентах) массы кокса к навеске испытуемого СМ; зольность—наличие в СМ несгораемых веществ; содержание механических примесей; содержание воды; содержание водорастворимых кислот и щелочей; коррозионное воздействие на железные и медные пластинки; содержание серы; содержание растворителей — фенола, крезола, нитробензола и фурфурола, применяемых при селективной очистке СМ.
|
|
За исключением вязкости, все показатели либо косвенно и ограниченно характеризуют поведение СМ в эксплуатации, либо служат для контроля их качества при производстве, транспортировании и хранении. Проанализируем эти характеристики.
Уменьшение плотности сопровождается понижением вязкости и температуры вспышки. Последняя служит показателем испаряемости и огнеопасности СМ. Температуру вспышки необходимо учитывать в случае возможного контакта СМ с горячим паром, газом, металлом. Температура вспышки должна быть выше температуры смазываемой поверхности. Температура застывания не характеризует полной потери подвижности СМ, так как текучесть сохраняется до температуры, которая на 15—20°С ниже температуры застывания (определяется по ГОСТу). Косвенно по этой температуре можно судить о смачиваемости СМ поверхности трения.
Кислотное число характеризует содержание кислот в СМ. Водорастворимой кислотой в СМ может быть серная кислота как остаток после кислотной очистки. При отсутствии водорастворимых кислот кислотность СМ обусловлена нафтеновыми кислотами, и кислотное число в этом случае характеризует содержание в СМ именно этих кислот. Увеличение кислотного числа СМ позволяет судить о степени его окисления. Наличие водорастворимых кислот и щелочей в СМ не допускается вследствие их разъедающего действия на металлы. Щелочь в СМ может оказаться после очистки. Следует отметить, что в СМ двигателей внутреннего сгорания могут попасть органические кислоты, как, например, уксусная, муравьиная.
Коксуемость, как показатель качества СМ, определяет степень его очистки и склонность к образованию отложений.
Пр и садки к с мазочным- маслам. Для улучшения эксплуатационных свойств минеральных масел применяют специальные добавки к ним, называемые присадками. Присадки к маслам должны в них хорошо растворяться, не выпадать в виде осадка, не задерживаться на фильтрах смазочной системы и не оседать на поверхностях трения. По назначению присадки бывают: антифрикционные — для стабилизации сил трения или снижения их в условиях граничного трения; противоизносные — для уменьшения интенсивности изнашивания поверхностей; противозадир-ные — для предотвращения и смягчения процесса заедания поверхностей; вязкостные — для улучшения вязкостно-температурных характеристик масел; депрессорные —для понижения температуры застывания масел; противоокислительные (ингибиторы)— для замедления окисления масла кислородом воздуха; применение их понижает корродирующие свойства масел; антикоррозионные—для уменьшения коррозионного действия масел на металлы; моющие — для уменьшения углеродистых отложений на деталях двигателей; противопенные — для предотвращения вспенивания масел и для быстрого разрушения пены; многофункциональные— для улучшения одновременно нескольких свойств масел.
Пла с тичные с мазочные ма т ер и алы являются коллоидными системами. Они легко деформируются под внешним воздействием. Пластические свойства зависят от температуры. Пластичные СМ представляют собой минеральные масла, загущенные мылами, т. е. солями растительных, животных и синтетических жирных кислот. В зависимости от состава мыла пластичные СМ разделяются на кальциевые, натриевые, кальциево-натрие-вые, алюминиевые, магниевые и др.
|
|
Кальциевые СМ в воде не растворяются; при плавлении теряют содержащуюся в них свободную и связанную воду и начинают распадаться на масло и мыло; кальциевые СМ не могут длительно работать при температуре 55°С и выше без пополнения.
Натриевые пластичные СМ более термостойки, но не влагостойки. Они легко растворяются в воде, выделяя свободные жирные кислоты и щелочи, вызывающие коррозию металла, и образуют легко смываемую с поверхностей трения эмульсию. Каль-циево-натриевые СМ целесообразно применять в условиях повышенной температуры и влажности. В последние годы промышленность выпускает литиевые смазки (литолы), имеющие высокие антифрикционные свойства.
Основными качественными характеристиками пластичных СМ являются температура каплепадения, пенетрация и содержание механических примесей.
Температура каплепадения — это температура падения первой капли СМ, нагреваемого в капсуле прибора в строго определенных условиях. Температура каплепадения служит условной характеристикой термостойкости СМ. Для СМ, содержащих мыла, она должна быть на 15—20°С выше предполагаемой рабочей температуры узла трения.
Пенетрация выражается в градусах и представляет собой глубину погружения стандартного конуса в испытуемый СМ за 5 с, выраженную в сотых долях сантиметра. Пенетрация характеризует степень пластичности СМ. Чем выше число пе-нетрации, тем меньше пластичность. По числу пенетрации приближенно можно судить о прокачиваемости СМ через трубопроводы.
Твердые с мазочные ма т ериалы (ТСМ) под механическим воздействием расщепляются и образуют на поверхности трения тонкую пленку, которая разделяет поверхности трения и имеет низкий коэффициент трения. Такими свойствами обладают графит, дисульфид молибдена и другие вещества. Коэффициент трения ТСМ равен 0,05—0,15. Недостатком ТСМ является более низкий отвод теплоты от поверхностей трения, чем у жидких масел, а также малая долговечность. Пополнение ТСМ часто сопряжено с трудностями конструкционного и эксплуатационного характера. Однако в некоторых узлах, работающих в условиях вакуума, единственным способом смазывания является применение ТСМ [43, 44].
|
|
При использовании ТСМ необходимо, чтобы сопряженные поверхности трения имели необходимые антифрикционные свойства (прирабатываемость, отсутствие склонности к задирам и схватыванию).
ТСМ применяют в виде порошков, карандашей, твердых смазочных полимерных пленок и брикетов.
Ряд твердых смазочных полимерных пленок (в виде суспензий) разработан Л. Н. Синтерюхиной с сотрудниками во ВНИИНП. Их наносят распылением или погружением детали в суспензию. Отверждение производят при температуре 120—300°С в течение 2—3 ч. Смазочные покрытия применяют только при трении без СМ; в жидкостях они отслаиваются.
В агрессивных газах и парах применяют антифрикционные покрытия в виде фторопластовых лаков и суспензий, разработанных в НПО «Пластполимер». Наиболее распространенными являются антифрикционные лаки ВА Ф-31, ФБФ-74Д, фторопластовая композиция ФК-33 и др. Эти композиции состоят из порошка фторопласта ЧД или ЧДП и связующего типа БФ. Суспензии и лаки наносят кистью, распылителем или погружением.