Эластичность спроса по неценовым факторам

До сих пор единственным контролируемым параметром предприятия, который учитывался при расчете оптимального объема продаж, был уровень отпускной цены и исследование велось (по степени усложнения с «вводом» новых предпосылок) в парадигме «изменение уровня отпускной цены — изменение величины предпринимательского дохода». На практике предприятие может воздействовать на величину объема продаж (как в стоимостном, так и в физическом выражении), а следовательно, и на величину чистых поступлений и предпринимательского дохода, варьируя другие контролируемые параметры инвестиционного проекта, как-то:

  • воздействуя на метод платежа. Предоставляя покупателям отсрочку платежа, предприятие может за счет этого увеличивать уровень отпускной цены. Например, оптовый покупатель может быть согласен брать товар по цене 120 руб./шт. на условиях предоплаты либо 100 руб./шт. на условиях предоставления товарного кредита (отсрочки платежа) на 1 месяц;
  • изменяя величину сбытовых (коммерческих) расходов. В некоторых случаях увеличение коммерческих расходов (на проведение рекламной кампании, улучшение дизайна (оформления) продукта и пр.) может привести к значительному расширению покупательского спроса.

Анализ целесообразности установления наиболее эффективного уровня контролируемых неценовых параметров является составной частью оценки рынка сбыта. В этой связи рассмотрим анализ величины расходов на рекламу и улучшение дизайна (оформления) продукта при уровне отпускной цены в 150 руб./шт. (см. табл. 8). Базовый уровень расходов на рекламу и дизайн продукта А равняется 2% от величины валовых поступлений от реализации (см. табл. 4). Предположим, проведение анкетирования покупателей показывает, что увеличение затрат на рекламу продукта на 1000 руб. и улучшение оформления упаковки (рост удельных затрат по упаковке на 43%) с достаточной вероятностью приведут к возможности увеличения отпускной цены на 10% при обеспечении того же уровня физического объема продаж. Требуется определить целесообразность увеличения сбытовых расходов по указанным двум статьям.

Таблица 8
Анализ целесообразности дополнительных сбытовых расходов по проекту «Альфа» (производство продукта А)

Как показывает анализ, увеличение расходов на рекламу и дизайн продукта оправданно — расчетная величина предпринимательского дохода по проекту увеличивается со 154 890 до 300 650 руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: