Вопросы на оценку понимания/умений студента

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

С СОКРАЩЕННЫМИ СРОКАМИ ОБУЧЕНИЯ

Направления «ПСИХОЛОГИЯ»

Семестр 2014/2015 уч. года

Казань

Авторы составители:

к.культурол.н., доцент Е.Л. Яковлева

к.филол.н., доцент Л.И. Озтюрк

к.пед.н., доцент Х.М. Низамова

Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения направления «Психология» 2 семестр 2014/2015 уч. года.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии психологического факультета Института экономики, управления и права.

Ó ИЭУиП, 2015г.

ПЕРЕЧЕНЬ

Дисциплин и форма оценки качества освоения курса студентами

Курса заочного отделения с сокращенными сроками обучения

(3 семестр 2014/2015 уч. года)

1. Антропология - зачет
2. Культурология - зачет
3. Математическая статистика - зачет
4. Общая психология - экзамен - курсовая работа
5. Педагогика - зачет
6. Правоведение - зачет
7. Философия - экзамен
8. Психология эффективного общения - экзамен
9. Риторика - зачет
10. Современные концепции естествознания - зачет
11. Социология - зачет
12. Экономика 13. Информационные технологии в психологии - экзамен - зачет

ДИСЦИПЛИНА «Антропология»

Вопросы для оценки качества освоения курса

Подготовьте доклад или реферат на предложенные темы:

1. Проблемы современной антропологии.

2. Исследование психики приматов в условиях лабораторного эксперимента.

3. Обучение обезьян языку человека: границы достигнутого и причины неудач

4. Игры животных и игры детей.

5. Биологические предпосылки очеловечивания приматов.

6. Учение Чарльза Дарвина о происхождении человека.

7. Синтетическая теория эволюции живой природы и проблемы антропогенеза.

8. Религиозная концепция антропогенеза и христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

9. Особенности эволюции мозга в процессе антропогенеза.

10. Африка - прародина человечества.

11. Основные стадии эволюции человека.

12. Роль факторов внешней среды в процессе эволюции человека.

13. рактеристика первых индустриальных культур человечества.

14. Теории происхождения языка и его эволюции.

15. Культурно-историческая концепция психогенеза Л.С.Выготского. Погружение и свертывание в филогенезе и онтогенезе психики человека.

16. Психотравма как источник возникновения теоретической деятельности.

17. Роль трудовой, изобразительной и иных знаковых форм деятельности в становлении сознания.

18. Символы палеолитической эпохи.

19. Роль идеала в онтогенезе и филогенезе психики.

20. Ритуал как символический способ защиты от стихийных сил окружающего мира.

21. Ранние формы искусства.

22. Наскальное искусство времен палеолита.

23. Общие черты в монументальной живописи различных регионов мира. Особенности первобытной психики. Логическое и психологическое своеобразие мифологического мышления.

24. Магия - мироотношение первобытных.

25. Стихия чудесного и логика бриколажа в мифологическом мышлении.

26. Мифотворчество как одна из первых форм науки человечества.

27. Религия в первобытном обществе. Анализ представлений, рождающих анимизм, фетишизм, тотемизм и иные культы.

28. Тотемизм как один из типов символической классификации явлений. Архаические корни аутизма.

29. Война у первобытных народов.

30. Архаический ритуал и сознание: регрессивный и рациональный способы психической защиты.

31. Творческая роль архаического субдоминантного полушария головного мозга в современных городских условиях.

32. Миф как "сновидение культуры".

33. Символика цвета в различных культурах.

34. Смысл, символика и рефлексия сновидения.

35. Крайняя форма социального отчуждения человека: безумие.

36. Проблемы биологии человека.

37. И.И. Мечников о дисгармониях человеческой природы

38. Морфологические типы (конституции) современного человека.

39. Биологическая изменчивость в современных популяциях человека.

40. Связь телосложения с поведением и болезнями человека.

41. Является ли человек особым "видом" хищников?

42. Различия агрессивности человека и животных.

43. Злокачественная и доброкачественная формы агрессивности человека по Э. Фромму.

44. Различия сексуальности человека и животных.

45. Проблема губительного воздействия современной западной цивилизации на первобытные народы.

Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Антропология как наука. Её объект, предмет, методы и роль.

2. Основные проблемы антропологии и пути их решения.

3. Различие подходов к пониманию человека. Отличие человека как объекта познания от всех других объектов познания.

4. Современный целостный подход к пониманию человека. Человек как уникальный «пятимерный» феномен бытия мироздания.

5. Основные положения различных антропогенетических концепций.

6. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

7. Перинатальный период в жизни человека и выводы из него.

8. Классическое понимание сущности человека. Многообразие функциональных (экстравертивных) пониманий человека.

9. Неклассическое понимание сущности человека. Многообразие функциональных (интравертивных) пониманий сущности человека.

10. Неоклассическое внефункциональное (бытийственное) понимание сущности человека. Человек – субъект-объект культуры.

11. Человек как духовно-ментальное существо. Структура и свойства духа человека. Соотношение сознания и неосознаваемого в человеке.

12. Душа человека: ее современное понимание.

13. Понятие духовности человека. Соотношение духовности и религиозности.

14. Духовно-психологические защиты человека.Стратегии поведения.

15. Экзистенциальные проблемы человека. Проблема цели и смысла жизни, и смерть.

16. Страсти человека. Творчество, эрос, счастье. Зависть, страх, скука.

17. Ценностные ориентации в жизни человека. Биофилия и некрофилия.

18. Проблема счастья человека. Идентификация и самоактуализация человека.

19. Деятельность как способ бытия человека. Отличие человеческой деятельности от поведения животного.

20. Виды человеческой деятельности. Производительные силы человека.

21. Человек как экономический субъект. Достоинства и издержки товарной и нетоварной форм объективации способностей человека.

22. Социальная регуляция деятельности человека. Её необходимость, формы и специфика.

23. Феномен человеческой агрессии, многообразие ее объяснений и путей преодоления.

24. Отличие духовно-культурной от властно-правовой и производственно-экономической социальной регуляции. Их достоинства и недостатки.

25. Закономерности соотношения личности и общества.

Индивидуальность и индивидуализм. Свобода и ответственность личности.

26. Человек и общность (этнос, класс, группа). Маргинальная личность.

27. Человек и его роль в истории. Авторитет и культ личности. Карьера и карьеризм.

28. Эволюция человека. Типы человека: «дикарь», «варвар»,

«цивилизованный человек», «культурный человек».

29. Проблема демографического кризиса и путей его разрешения.

30. Гуманизм классический и неоклассический. Культура как третий дом бытия.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Сформулируйте идеальную культурную модель общества для развития и самосовершенствования человека.

2. Выскажите суждение о том, какова духовная ситуация в современной культуре и как это отражается на бытии человека.

3. Выскажите суждение о роли толерантности в современной культуре.

4. Выскажите суждение относительно идеи диалога культур.

5. Приведите примеры а-социальных проявлений в поведении человека.

6. На основе известных вам механизмов и методов сформулируйте пути поиска национальной идентификации.

7. Выскажите суждение о «смерти человека/Автора/Читателя/искусства».

8. Сформулируйте вывод о причинах дегуманизации культуры в современном мире.

9. Сформулируйте вывод о причинах потери идентичности в современном мире.

10. Сделайте обобщенный вывод о проблемах человека в современности.

11. Предложите культурные мероприятия по преодолению антропологических проблем в современном мире.

12. Выскажите суждение о проявлении сознательного – бессознательного – сверхсознательного в бытии человека.

13. Выскажите суждение о появлении феномена постчеловека.

14. Выскажите суждение о том, что человек в современном мире – раб машин и техники.

15. Приведите примеры проявлений архаического в современном человеке.

Основная литература:

1. Лукьянова, И. Е. Антропология: учеб. пособие / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко; под ред. Е. А. Сигиды. – М.: ИНФРА- М, 2009. – 240с.: табл. – (Высшее образование).

2. Лукьянова, И. Е. Антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко; под ред. Е. А. Сигиды. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 240 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – Режим доступа: http://znanium.com

3. Хасанова, Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 232с.

Дополнительная литература:

1. Антропология: учебник для студ. вузов / В. М. Харитонов и др. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.

2. Антропология: хрестоматия / авт.-сост. Л. Б. Рыбалов, Т. Е. Россолимо, И. А. Москвина-Тарханова. – 3-е изд., стер. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2003. – 448с. – (Сер. "Б-ка студента").

3. Добреньков, В. И. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; МГУ им. М. В. Ломоносова (МГУ). – М.: ИНФРА-М, 2008. – 688 с. – (Классический университетский учебник). – Режим доступа: http://znanium.com

4. Меньчиков, Г. П. Основы антропологии: традиции и новации: учеб. пособие для вузов / Г. П. Меньчиков. – Казань: РИЦ "Школа", 2006. – 240с.

5. Салов, Ю. И. Психолого-педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов / Ю. И. Салов, Ю. С. Тюнников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 256с.

6. Хомутов, А. Е. Антропология: учеб. пособие / А. Е. Хомутов, С. Н. Кульба. – 5-е изд. – Ростов н/Д: "Феникс", 2007. – 378,[1]с: [8] ил.

7. Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 19-20 ноября 2009 г. / Институт экономики, управления и права (г. Казань); Институт синергийной антропологии (г. Москва); редкол.: С. С. Хоружий [и др.]. – Казань: Познание, 2009. – 552с.

8. Спектр антропологических учений. Вып. 2. [Электронный ресурс] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. П. С. Гуревич. – М.: ИФРАН, 2008. – 208 с. – Режим доступа: http://znanium.com

9. Меньчиков, Г. П. Антропология: учеб.-метод. комплекс / Г. П. Меньчиков, М. Д. Щелкунов; Институт экономики, управления и права (г.Казань), Кафедра философии. – Казань: Познание, 2008. – 25с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: