Тема 5.1. Основные единицы синтаксиса. Синтаксис, его объект, предмет и задачи исследования. Общие сведения о синтаксической системе русского языка. Основная и дополнительные единицы синтаксиса. Сопоставительный анализ синтаксических единиц. Основные понятия синтаксиса (предложение, словосочетание, предикативность, синтаксическая связь, синтаксема и др.).
Синтаксические связи. Уровни и виды синтаксических связей: уровень словосочетания и простого предложения, уровень сложного предложения. Характеристика синтаксических связей. Связь в минимальных конструкциях. Ненаправленная связь – сочинение, виды сочинительных союзов, открытая и закрытая сочинительная связь. Однонаправленная связь – подчинение, приосновная подчинительная связь (детерминанты), присловная подчинительная связь: согласование, управление, примыкание. Дуплексив. Согласование грамматическое и смысловое, полное и неполное, прямое и обратное. Средства выражения согласования. Управление сильное и слабое, предложное и беспредложное. Средства выражения управления. Примыкание именное и собственно примыкание. Средства выражения примыкания. Сопоставительная характеристика видов подчинительной связи по природе и изменению зависимого слова, синтаксическим отношениям. Двунаправленная связь – координация, взаимозависимость. Связь в усложненных конструкциях. Последовательное подчинение. Соподчинение однородное и неоднородное. Способы выражения синтаксических связей.
|
|
Тема 5.2. Словосочетание: структура, дифференциальные признаки. Словосочетание. Понятие о словосочетании. Компоненты словосочетания. Соотношение словосочетания со словом и предложением. Непредикативная природа словосочетания. Типы словосочетаний. Количественно-структурные типы словосочетаний: простые и сложные. По синтаксической связи: сочинительные (открытая и закрытая связь), подчинительные (согласование, управление, примыкание). По степени спаянности компонентов: членимые и нечленимые. Модели нечленимых словосочетаний. По лексико-грамматической отнесенности: глагольные, субстантивные, адъективные, адвербиальные, с числительным и местоимением в роли главного слова. Синтаксические отношения компонентов словосочетания. Грамматическое значение словосочетания. Атрибутивные, объектные, субъектные, комплетивные, аппозитивные, релятивные (определительно-обстоятельственные, временные, пространственные, причинные, целевые, условные, уступительные) отношении в подчинительных словосочетания. Грамматическое значение сочинительных словосочетаний (определяется по союзу). Принципы выделения словосочетания. Схема разбора словосочетания.
|
|
Тема 5.3. Предложение. Аспекты изучения предложения. Предложение как единица языка и речи. Понятие о предложении. Семантический, коммуникативный, структурный аспекты в изучении предложения. Признаки предложения, отличия от слова и словосочетания. Предикативность – грамматическое значение предложения. Компоненты предикативности. Модальность объективная и субъективная, реальная и ирреальная. Средства выражения реальности/ирреальности. Утвердительные и отрицательные предложения. Средства выражения утверждения/отрицания. Синтаксическое время. Средства выражения синтаксического времени. Синтаксическое лицо, его виды. Средства выражения синтаксического лица. Типы предложений. По количеству предикативных основ: простое и сложное. Утвердительное и отрицательное. Функциональные типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное. По количеству главных членов: односоставное и двусоставное. По наличию/ отсутствию второстепенных членов: распространенное и нераспространенное. По наличию/отсутствию структурно необходимых членов: полное и неполное, эллиптическое (семантические типы эллиптических предложений их опорные члены). По возможности членения: членимые и нечленимые. Традиционная типология простого предложения.
Тема 5.4. Простое предложение. Понятие предикативности. Классификация простых предложений. Простое двусоставное предложение. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее, средства его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого: простое глагольное, составное именное, составное глагольное, сложное именное, сложное глагольное, сложное смешанного типа. Алгоритм определения типа сказуемого. Трудные случаи разграничения функций инфинитива: субъектный, целевой и объектный инфинитив. Условия разграничения подлежащего и сказуемого. Парадигма двусоставного простого предложения.
Односоставное предложение. Понятие об односоставном предложении. Типы односоставных предложений. Личные: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные. Парадигмы личных предложений. Безличные: собственно безличные и инфинитивные. Парадигмы безличных предложений. Номинативные предложения, их типы (бытийные, указательные, желательно-бытийные, оценочно-бытийные, побудительно-бытийные). Генитивные предложения. Сигнал для разграничении двусоставного неполного и односоставных предложений.
Второстепенные члены предложения. Понятие о второстепенных членах. Определение согласованное и несогласованное. Дополнение. Обстоятельство, его семантические типы. Приложение. Трудные случаи определения статуса второстепенного члена (родительный падеж субъекта, объекта, принадлежности, отношения, содержания, целого состава, носителя признака, определительный; творительный падеж сопровождающего признака, совместности, содержимого, речи-мысли).
Тема 5.5. Осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Признаки однородности/неоднородности. Форма сказуемого в предложениях с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые, однородные второстепенные члены. Предложения с обособленными членами. Общее понятие. Обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие и пояснительные члены предложения, присоединительные конструкции. Вводные слова, словосочетания, предложения, вставные конструкции. Обращение, способы его выражения.
Тема 5.6. Сложное предложение. Принципы классификации сложных предложений в синтаксической традиции и современной лингвистике. Сложное предложение как единица синтаксиса. Общая характеристика сложных предложений. Отличия частей сложного предложения от простых предложений. Классификация типов СП. Союзные предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные и переходный тип. Бессоюзные. Средства выражения синтаксических отношений между частями СП: союзы и союзные слова, интонация, порядок частей.
|
|
Сложносочиненное предложение (ССП). Общая характеристика ССП. Типы ССП: открытой и закрытой структуры
Сложноподчиненное предложение (СПП). Общие сведения о СПП. Главная и придаточная части. Семантико-структурные типы СПП. СПП расчлененной структуры. СПП нерасчлененной структуры. Виды придаточных предложений: времени, места, присоединительные, причины, следствия, сравнительные, условные, уступительные, цели, изъяснительные, определительные, образа действия, меры и степени.
Бессоюзное сложное предложение. Общая характеристика БСП. Типы интонации в БСП: перечисления, обусловленности, противопоставления, пояснение, предупреждения, присоединение, добавочное сообщение. БСП открытой и закрытой структуры. Знаки препинания в БСП.
Тема 5.7. Актуальное членение предложения. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Порядок слов и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения.
Тема 5.8. Текст как единица синтаксиса. Текст как особая синтаксическая единица. Текст в системе языковых уровней. Категории текста. Качества художественного текста. Коммуникативная организация текста.Актуальное членение в тексте. Основные модели тема-рематический структур текста. Цепная и параллельная связи. Типы рематический доминант
Формальная, или структурная, сторона текста. Членимость и связность как основные категории текста. Членимость текста: объемно-прагматическое и контектно-вариативное членение текста. Сложное синтаксическое целое как особая единица текста. Абзац как структурная единица текста.Контекстно-вариативное членение текста: повествование, рассуждение, описание, авторская речь, чужая речь в художественном тексте; речь внешняя и внутренняя. Разновидности внутренней и внешней речи. Связность как важнейшая категория текста. Логико-семантические, грамматические и прагматические связи в тексте.
|
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||
Аудиторные занятия | |||||
Лекции | |||||
Семинарские занятия | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Вид итогового контроля | зачет | экзамен |