Семинарские занятия по курсу прежде всего должны связать теоретические сведения о русском языке с практическим анализом фактов языка, выработать навыки такого анализа и тем самым закрепить и углубить понимание сущности языковых категорий; на этих занятиях вырабатывается и шлифуется умение студента изложить то или иное теоретическое положение, охарактеризовать конкретный речевой материал, формируется культура устной и письменной речи. Важным элементом семинарских занятий является углубление орфографических и пунктуационных навыков, повышение уровня грамотности студентов. Систематической предполагается работа по совершенствованию произношения, полного усвоения норм орфоэпии.
Перечень рекомендуемых семинарских занятий:
1. Принципы русской транскрипции. Правила транскрибирования гласных и согласных звуков. (2).
2. Фонема. Дифференциальные признаки фонем, соотносительные ряды фонем. Фонематическая транскрипция. Орфоэпические нормы русского языка. (1).
3. Принципы русской орфографии. (2).
|
|
4. Фразеологические единицы русского языка. Типы фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи. (1).
5. Морфемное членение слова. Принципы выделения корневых и служебных морфем. Квалификация типа морфемы. Формообразующие аффиксы. Омонимичные морфемы. (1).
6. Явления морфемного шва. Принципы идентификации явлений морфемного шва: чередование согласных и гласных звуков, усечение производящей основы, наложение морфем (аппликация), интерфиксация, изменение места ударения. (1).
7. Комплексные единицы словообразования. Моделирование словообразовательного гнезда слова. Квалификация словообразовательного типа и словообразовательной модели. Способы словообразования. (1).
8. Морфологический разбор самостоятельных частей речи (1).
9. Предлоги, союзы, частицы. Виды служебных частей речи. Морфологический разбор служебных частей речи. (1).
10. Семантико-грамматические отношения между членами словосочетания Грамматические связи в словосочетании. (1).
11. Предложение как многоаспектная единица синтаксиса. Коммуникативная сущность предложения. (1).
12. Структурно-семантическая классификация предложения в русском языке. (1).
13. Осложнение структуры простого предложения. Понятие осложненной структуры простого предложения, приемы осложнения. Разновидности осложненных предложений. (1).
14. Основные разновидности сложных предложений – союзные и бессоюзные. (2).
15. Предложение и высказывание. Актуальное членение предложения; способы его выражения. (1).
Каждый студент на семинарских занятиях должен демонстрировать навыки владения устным и письменным литературным языком, совершенствовать свои практические знания в области орфографии, пунктуации, речевых норм, стилистики на основе углубления и обобщения теоретических знаний вузовского курса.