При определении методической последовательности овладения командными действиями нужно руководствоваться следующими правилами. Вначале формируются навыки действий в системе позиционного нападения через центрового и параллельно осваивается стремительное нападение. Затем овладевают действиями в защите. Начинают с системы личной защиты, потом переходят к прессингу на своей половине площадки и, наконец, к прессингу на всей площадке. Зонную систему защиты и ее варианты осваивают позднее - после того, как занимающиеся научатся опекать игрока противника, взаимодействовать с партнерами.
Овладение тактическими схемами командных действий рационально осуществлять по фазам (начало - развитие - завершение), постепенно увязывая их в единое целое.
Освоение тактических систем связано со специализацией игровых функций баскетболистов. Нередко стремятся поскорее определить функции игроков, в самые сжатые сроки подготовить, например, из физически развитого, высокорослого, с неплохой прыгучестью игрока центрового, оперирующего у щита. Однако анализ динамики спортивных достижений ведущих баскетболистов на протяжении многих лет показал, что слишком раннее подразделение игроков на защитников, крайних нападающих и центровых значительно суживает перспективы дальнейшего совершенствования.
Овладение любой системой позиционного нападения тесно связано с освоением тактических комбинаций, включающих сочетания взаимодействий с прямым или косвенным участием всех игроков команды.
Овладение тактическими комбинациями - весьма трудоемкий процесс, в котором можно выделить четыре этапа:
1. Игроки, участвующие в комбинации, располагаются на исходных позициях. Тренер, объявив ее суть, показывает передвижения и приемы, которые необходимо применять при ее проведении. Игроки повторяют просмотренную комбинацию несколько раз, уточняя два-три варианта ее завершения. На площадке можно отметить те точки, на которых должен оказаться каждый игрок в заключительный момент атаки кольца; затем в упражнение вводят одного-двух защитников, которые оказывают активное сопротивление в узловых моментах комбинации.
2. В упражнения включаются пять защитников, которые условно опекают нападающих без подстраховки и переключения.
3. Защитники оказывают активное сопротивление нападающим, которые применяют все разученные варианты комбинации.
4. Разученные комбинации повторяют в игровых упражнениях, в игре 5 х 5 на одной половине поля. В удобные моменты тренер дает игрокам указание занять исходные позиции для проведения определенной комбинации. Если занимающимся не удается провести задуманное, если они допускают грубые ошибки, то нужно остановить упражнение и, повторив комбинацию в облегченных условиях, вновь продолжить игру. В игровых упражнениях и в самой игре на одной половине поля важно давать тактические задания как отдельным игрокам, так и командам в целом, вводя условия, побуждающие занимающихся чаще и стремительнее проводить различные комбинации.
Приведем некоторые правила использования упражнений, помогающие решать основные задачи тактической подготовки баскетболистов. Тренеру необходимо:
1. Объяснять цель и значение каждого нового упражнения и его конкретную задачу. Любое упражнение должно быть понятным для игроков.
2. Следить, чтобы игроки выполняли упражнения быстро, правильно, с полной отдачей сил, внимательно.
3. Добиваться, чтобы упражнения для совершенствования тактики по своей структуре и характеру приближались к типовым соревновательным ситуациям, а игроки выполняли их с таким старанием и отдачей, как в состязании.
4. Вводя сопротивление условного противника и соревновательные элементы, не следует допускать существенных нарушений структуры упражнения.
5. Предусматривать в упражнениях комплексное решение задач совершенствования нападения и защиты, увязывать их с индивидуальными возможностями и особенностями игроков.
6. Тщательно продумывать организацию упражнений и занятий, их взаимосвязь.
7. Чаще использовать упражнения, которые игроки хорошо освоили, понимают и любят; разнообразить их, сохраняя структуру и поставленную задачу.
8. Не применять излишне сложные упражнения.
9. Не делать замечаний сразу и часто в процессе упражнения, давать возможность занимающимся самим разобраться в возникших трудностях и только потом им помогать; научить при анализе тренировки отделять случайные промахи, ошибки от закономерных недостатков.
10. Не допускать резкого снижения работоспособности, подвижности и концентрации внимания при выполнении упражнений. Эмоциональная окраска занятий, небольшие призы лучшим помогают повысить эффективность тренировки.
11. Строго придерживаться плана занятий, не выходить за временные рамки, запланированные на каждое упражнение. Если упражнение получается у игроков легко, то интерес и желание выполнять его с полной отдачей пропадают. Имеет смысл усложнять условия, например ввести элемент соревнования; если упражнение не получается - добавить немного времени, чтобы спортсмен мог добиться успеха, пусть небольшого, частичного.
12. Постоянно вести учет объема и интенсивности выполненных упражнений.