Овладение командными действиями и совершенствование в них

При определении методической последовательности овладения командными действиями нужно руководствоваться следующими правилами. Вначале формируются навыки действий в системе по­зиционного нападения через центрового и параллельно осваивает­ся стремительное нападение. Затем овладевают действиями в защи­те. Начинают с системы личной защиты, потом переходят к прес­сингу на своей половине площадки и, наконец, к прессингу на всей площадке. Зонную систему защиты и ее варианты осваивают по­зднее - после того, как занимающиеся научатся опекать игрока про­тивника, взаимодействовать с партнерами.






Овладение тактическими схемами командных действий рацио­нально осуществлять по фазам (начало - развитие - завершение), постепенно увязывая их в единое целое.

Освоение тактических систем связано со специализацией игро­вых функций баскетболистов. Нередко стремятся поскорее опреде­лить функции игроков, в самые сжатые сроки подготовить, напри­мер, из физически развитого, высокорослого, с неплохой прыгуче­стью игрока центрового, оперирующего у щита. Однако анализ динамики спортивных достижений ведущих баскетболистов на про­тяжении многих лет показал, что слишком раннее подразделение игроков на защитников, крайних нападающих и центровых значи­тельно суживает перспективы дальнейшего совершенствования.

Овладение любой системой позиционного нападения тесно свя­зано с освоением тактических комбинаций, включающих сочета­ния взаимодействий с прямым или косвенным участием всех игро­ков команды.

Овладение тактическими комбинациями - весьма трудоемкий процесс, в котором можно выделить четыре этапа:

1. Игроки, участвующие в комбинации, располагаются на исход­ных позициях. Тренер, объявив ее суть, показывает передвижения и приемы, которые необходимо применять при ее проведении. Иг­роки повторяют просмотренную комбинацию несколько раз, уточ­няя два-три варианта ее завершения. На площадке можно отметить те точки, на которых должен оказаться каждый игрок в заключи­тельный момент атаки кольца; затем в упражнение вводят одного-двух защитников, которые оказывают активное сопротивление в уз­ловых моментах комбинации.

2. В упражнения включаются пять защитников, которые услов­но опекают нападающих без подстраховки и переключения.

3. Защитники оказывают активное сопротивление нападающим, которые применяют все разученные варианты комбинации.

4. Разученные комбинации повторяют в игровых упражнениях, в игре 5 х 5 на одной половине поля. В удобные моменты тренер дает игрокам указание занять исходные позиции для проведения опреде­ленной комбинации. Если занимающимся не удается провести заду­манное, если они допускают грубые ошибки, то нужно остановить упражнение и, повторив комбинацию в облегченных условиях, вновь продолжить игру. В игровых упражнениях и в самой игре на одной половине поля важно давать тактические задания как отдельным иг­рокам, так и командам в целом, вводя условия, побуждающие занима­ющихся чаще и стремительнее проводить различные комбинации.

Приведем некоторые правила использования упражнений, по­могающие решать основные задачи тактической подготовки бас­кетболистов. Тренеру необходимо:

1. Объяснять цель и значение каждого нового упражнения и его конкретную задачу. Любое упражнение должно быть понятным для игроков.


2. Следить, чтобы игроки выполняли упражнения быстро, пра­вильно, с полной отдачей сил, внимательно.

3. Добиваться, чтобы упражнения для совершенствования так­тики по своей структуре и характеру приближались к типовым со­ревновательным ситуациям, а игроки выполняли их с таким стара­нием и отдачей, как в состязании.

4. Вводя сопротивление условного противника и соревнователь­ные элементы, не следует допускать существенных нарушений струк­туры упражнения.

5. Предусматривать в упражнениях комплексное решение задач совершенствования нападения и защиты, увязывать их с индивиду­альными возможностями и особенностями игроков.

6. Тщательно продумывать организацию упражнений и занятий, их взаимосвязь.

7. Чаще использовать упражнения, которые игроки хорошо ос­воили, понимают и любят; разнообразить их, сохраняя структуру и поставленную задачу.

8. Не применять излишне сложные упражнения.

9. Не делать замечаний сразу и часто в процессе упражнения, да­вать возможность занимающимся самим разобраться в возникших трудностях и только потом им помогать; научить при анализе тре­нировки отделять случайные промахи, ошибки от закономерных недостатков.

10. Не допускать резкого снижения работоспособности, подвиж­ности и концентрации внимания при выполнении упражнений. Эмоциональная окраска занятий, небольшие призы лучшим помо­гают повысить эффективность тренировки.

11. Строго придерживаться плана занятий, не выходить за вре­менные рамки, запланированные на каждое упражнение. Если уп­ражнение получается у игроков легко, то интерес и желание выпол­нять его с полной отдачей пропадают. Имеет смысл усложнять ус­ловия, например ввести элемент соревнования; если упражнение не получается - добавить немного времени, чтобы спортсмен мог до­биться успеха, пусть небольшого, частичного.

12. Постоянно вести учет объема и интенсивности выполненных упражнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: