Введение. На современном этапе развития общества, как в глобальном, так и в национальном масштабе, особенно остро встал вопрос о полноценном существовании

На современном этапе развития общества, как в глобальном, так и в национальном масштабе, особенно остро встал вопрос о полноценном существовании, безопасности и состоянии здоровья человека.

Специфика социально-экономического развития России в последние десятилетия предопределила его особую актуальность для нашей страны. Трансформационные процессы российского социума сопровождаются ухудшением социального здоровья молодого поколения.

Современное поколение россиян значительно менее здорово, чем предыдущее. При этом из-за низкого уровня жизни, разрушения системы профилактического обследования, отдыха и оздоровления детей и молодежи, отсутствия возможностей для массовых занятий физкультурой и спортом прогнозируется дальнейшее снижение уровня граждан, и прежде всего, детей и молодежи.

По данным Госкомстата РФ, научной литературы возросла заболеваемость детей и молодежи, увеличилось количество детей-инвалидов. Здоровье детей и подростков, которое является богатством нации, наиболее ярким показателем ее благосостояния, оказалось под угрозой.

На негативную динамику показателей здоровья населения накладываются специфические тенденции в развитии систем здравоохранения и образования, снижение эффективности выполнения функции социализации институтом семьи, что усугубляет ситуацию в сфере здоровья.

С другой стороны, одной из важнейших причин роста заболеваемости по всем классам болезней является несоблюдение правил здорового образа жизни, характерное практически для всех возрастных групп. Этот факт нашел отражение в разработанных зарубежными и отечественными учеными концепций здорового (самосохранительного) поведения.

В современном российском обществе человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые можно охарактеризовать рядом неблагоприятных факторов:

- неудовлетворительное состояние биологической среды обитания, приближающееся к экологической катастрофе, вызванное техногенным характером влиянием современной цивилизации,

- возросшие требования к уровню профессиональной деятельности, жесткая регламентация времени, жизнь в условиях постоянного психологического стресса заставляют «включаться» в напряженную работу все жизненные силы человека,

- высокий уровень технического развития современной цивилизации привели к формированию недостатка в активной двигательной деятельности, что вызывает снижение защитных функций организма,

- криминализация общества, которая сопровождается широким распространением различных форм девиантного поведения, включая саморазрушительные формы поведения и широкое распространение вредных привычек (употребление легких (табак и алкоголь) и тяжелых наркотиков, токсических веществ),

- изменение направления социально-экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности, привели к снижению позиции здоровья в общей структуре ценностей личности.

В результате в стране складывается своеобразное отношение к здоровью, которое проявляется, среди прочего, в низкой информированности граждан о здоровом образе жизни, о факторах риска для здоровья, низком «рейтинге» здоровья в иерархии жизненных ценностей личности, инструментальном характере этой ценности, рассматриваемой как средство для достижения целей на определенном жизненном этапе, низкой культуре самосохранения, выражающейся в несформированности у большинства населения здоровьесохранительных навыков, устойчивых стереотипов поведения, позволяющего сохранять и укреплять свое здоровье.

Ситуация усугубляется отсутствием комплексной системы по воспитанию, обучению и формированию здоровой личности, масштабных и эффективных государственных и общественных программ по охране здоровья населения, реформами в системе здравоохранения, снизившими доступность качественного медицинского обслуживания для большинства социальных слоев, «антиздоровьесеберегающей» деятельностью коммерческих структур, активно продвигающей образцы нездорового поведения и образа жизни.

Признание значимости и понимания проблемы ухудшения здоровья населения в целом и подрастающего поколения в частности повлекло за собой принятие ряда государственных документов, постановлений правительства Российской Федерации. В Концепции национальной безопасности РФ здоровье населения определяется как «основа национальной безопасности страны». Также можно назвать такие документы, как «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации на 2003-2010 г.г.», федеральные программы «Дети России» на 2003-2006 годы, «О мерах улучшения состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004-2010 годы», Приоритетный национальный проект «Здоровье», и др.

Понимание важности решения проблемы охраны здоровья можно увидеть в ряде документов федерального уровня, среди которых:

- Государственная программа «Здоровье нации», основной задачей которой является просвещение и пропаганда здорового образа жизни, информирование людей о профилактике заболеваний;

- Федеральная программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», включая подпрограмму «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД))»;

- Концепция превентивного обучения в области профилактике ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (2005 г.) и др.

Особую актуальность проблема здорового (самосохранительного) поведения, бережного отношения к своему здоровью приобретает, когда речь идет о подрастающем поколении – детях, подростках и молодежи.

В последние годы сохраняются устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения, особенно выраженные среди лиц подросткового возраста. Процесс формирования здоровья на этапе подросткового возраста имеет многокомпонентный биосоциальный характер, обусловленный влиянием большого числа так называемых факторов риска.

Исследователи констатируют, что имеются достоверные и существенные риски ухудшения здоровья современных подростков, обусловленные их образом жизни, прежде всего распространенностью вредных привычек. Этот фактор относится к управляемым, что подтверждает высокую актуальность разработки и внедрения профилактических программ, направленных на формирование и развитие навыков здорового поведения. Существует острая необходимость в ограничении социально опасной (прямой и скрытой) рекламы табачной и алкогольной продукции. Особенно важной задачей является воспитание у подростков понимания личной ответственности за свое здоровье, формирование устойчивых стереотипов здоровьесберегающего поведения.

В значительной мере ответственность за выбор молодым человеком того или иного типа поведения несут институты социализации, особая роль среди которых принадлежит институту образования. Это связано с длительной включенностью молодого человека в систему образования, с относительно широкими возможностями осуществления в рамках образовательной системы социального контроля над поведением подрастающего поколения, реализации просветительских программ в сфере здоровья, поддержки молодежных инициатив социально-конструктивной направленности. Таким образом, институт образования способен (и призван) играть большую роль в процессе развития самосохранительных стратегий и здоровьесберегающих установок у детей и молодежи, однако, в силу ряда причин, подобные вопросы в рамках системы образования и отдельных образовательных учреждений практически не решаются или решаются недостаточно эффективно.

Основным исполнителем выше названных программ и концепций является институт здравоохранения (медицина). Остальным институтам общества, включая систему образования, пока отводится недостаточное место в процессе оздоровления подрастающего поколения.

В то же время, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указывается, что в условиях перехода к информационному обществу резко повышается значимость сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения; как одно из направлений модернизации рассматриваются развитие здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, в том числе первичная профилактика СПИДа, наркомании, табакокурения и алкоголизма.

Несмотря на законодательное признание «приоритета жизни и здоровья человека в качестве основы политики в области образования» (Закон РФ «Об образовании»), задачи охраны здоровья обучающихся остаются пустой декларацией. Не в последнюю очередь это связано с отсутствием научно-методического обеспечения, позволяющего использовать достижения современной науки и практики для создания эффективных механизмов формирования здорового (самосохранительного) поведения как основы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Ответом на эту проблему стал проект калининградских ученых, целью которого явилась разработка механизмов сохранения здоровья детей и молодежи и концепции охраны здоровья как институциональной функции образования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: