Принципы демократии

· Равенство обучающихся, т.е. доступность охраны здоровья независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности.

· Плюрализм, вариативность, диверсификация в разработке и реализации форм и методов охраны здоровья обучающихся в зависимости от образовательной ситуации в регионе (образовательном учреждении).

· Открытость - у читывая процессы глобализации и высокий темп социальных изменений, происходящих в мире, система образования должна быть открытой, что предполагает свободный доступ всех участников к ресурсам образования (в том числе по вопросам здоровья) в масштабах всего мирового сообщества, включая любые территории, сферы знания и жизнедеятельности, учреждения. Каждые конкретные образовательная система и образовательное учреждение должны быть открыты для проникновения в нее новых подходов, знаний, идей, технологий. Это позволит образованию более эффективно справляться с реализацией функции охраны здоровья, обеспечивая обучающихся наиболее адекватный взгляд на проблему здоровья и наиболее эффективные методы его сохранения.

· Партисипация (соучастие)

Участие местных властей, общественности, родителей и самих обучающихся в управлении и контроле над механизмами и условиями обеспечения здоровья обучающихся. Будучи приученными только к социальному наследованию, индивиды и группы оказываются неспособными к активному участию в построении собственного общества и новых, желаемых жизненных условий, а «работают» лишь на воспроизводство структур и стилей, свойственных жизни предыдущих поколений, выступая таким образом в роли объектов (управления, контроля), нежели субъектов (акторов). Принцип партисипации предусматривает субъект-субъектные отношения между всеми подсистемами образования, соучастие в управлении всех сторон образовательного процесса и предполагающий субъектную роль и активное участие индивида в процессах своего развития, что предполагает самостоятельную постановку целей, рефлексию, самоконтроль при отсутствии принудительных воздействия извне и навязывания субъект-объектных отношений.

· Интеракция (взаимодействие)

В любой системе (в том числе в образовании) неизбежно выделяется подсистема управления, которая задает ориентиры деятельности всей системе, осуществляет координацию всех ее элементов и участников, контроль их действий. По существу, управляющая система является вспомогательной, инструментальной по отношению к системе в целом и призвана лишь выполнять необходимые функции (координации, организации и т.п.). Однако нередко управляющая подсистема постепенно трансформируется в нечто почти самостоятельное и независимое от остальной системы. Соответственно, она ориентирует управляемую подсистему на следование тем целям и выполнение тех действий, которые необязательно являются насущными для последней.

Принцип интеракции позволяет преодолеть эту проблему, предполагая перманентный диалог между всеми участниками и заинтересованными сторонами, вовлеченность их в процессы планирования и управления процессами решения проблемы охраны здоровья и формирования самосохранительных установок и поведения у обучающихся.

Общенаучные принципы

· Системности

Все ключевые феномены данной концепции рассматриваются в соответствии с данным принципом. Здоровье понимается как сложный многоуровневый феномен, находящийся под воздействием большого числа факторов, ведущим из которых является поведенческий. Охрана здоровья обучающихся рассматривается как открытая, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, включающая комплекс взаимосвязанных идеологических, политических, нормативно-правовых, экономических, медицинских, социально-психологических и педагогических мер общества, его социальных институтов, организаций по формированию, сохранению и укреплению здоровья человека, предупреждение причин и условий, способствующих его ухудшению, обладающий эмержентными свойствами. В системном ключе рассматривается формирование и развитие основ самосохранительного поведения – процесс, включающий действия и предполагающий изменение за счет механизма уравновешивающей обратной связи. Этот процесс должен носить порождающий характер, что приведет к изменению ментальных моделей, что, в свою очередь, ведет к новым решениям и, соответственно, к новым действиям [О’Коннор, Макдермот]. Результат порождающего обучения и воспитания - освоение новых стратегий, новых видов действия и опыта, которые прежде представлялись невозможными.

Реализация принципа системности предполагает построение деятельности по охране здоровья обучающихся на все уровнях и во всех звеньях образовательной системы: дошкольном, школьном, начальном профессиональном, среднем и высшем профессиональном, послевузовском. При этом необходим учет всей совокупности институциональных и индивидуальных факторов, определяющих готовность обучающихся к реализации самосохранительного и саморазрушительного поведения в их взаимосвязи и взаимодействии, путем использования релевантных и разнообразных методов и форм работы, при обеспечении государственной поддержки и взаимодействия с другими социальными институтами и организациями.

· Антиципации (упреждения)

Образование в современном обществе не должно оставаться лишь институтом трансляции культурного опыта, но стать механизмом социального проектирования. То есть в рамках образовательной системы должно осуществляться моделирование будущего общества, формирование адхократичной стратегии поведения индивидов и групп.

В условиях отсутствия единой теории здоровья и постоянного развития научных представлений о факторах, позитивно и негативно влияющих на него, реализация принципа антиципации позволит развивать у подрастающего поколения поисковую активность и релевантную мотивацию личности обучающегося в целях освоения стратегий и навыков самосохранительного поведения.

· Саморегуляции

Система образования, будучи связана с остальными сферами жизни общества и его социальными институтами, тем не менее, является достаточно самостоятельной, и ее развитие не может быть результатом только воздействий, осуществляемых извне, например, политическими институтами. Напротив, чтобы вписываться в современные общественные условия и обеспечивать адекватное выполнение функции охраны здоровья, она должна стать саморегулирующейся системой, которая самостоятельно, исходя из видения предвидения происходящих в обществе перемен, осуществляет внутреннюю модернизацию. Осуществляя саморегуляцию, система образования (и органы ее управления) должны учитывать, прежде всего, постоянно происходящие процессы обновления всеобщего корпуса знаний (в том числе о здоровье и его факторах, развитии личности и способах воздействия на него и пр.), ценностных трансформаций, геополитических, экономических, технологических, экологических перемен, предвосхищать возникновение новых общественных потребностей.

· Эвристичности

Принцип подразумевает преобладание эвристических методов достижения целей и реализации задач над алгоритимическими. Алгоритм представляет собой метод (механизм), предписывающий, каким образом достичь поставленной цели. Алгоритм не предусматривает возможности изменения в условиях реализации задачи, то есть не может эффективно использоваться в нестабильной и изменчивой среде. Эвристика же определяет метод поведения в ситуации неопределенности или недостатка информации, помогающий достижению цели, когда ребенок (подросток и др.) знает, чего хочет в отношении здоровья, но не знает, как этого достичь, где лежит решение. Эвристика, соответственно, предписывает общие правила для достижения общих целей и в типичных ситуациях не предписывает точного маршрута к обозначенной цели, как это делается в случае алгоритма. В условиях растущего разнообразия воздействия разрушающих здоровье факторов и в случае сложных ситуаций полную спецификацию всех решений составить нельзя и, соответственно, нельзя составить алгоритм. Поэтому более эффективным является использование эвристических методов, не предполагающих полной и детальной организации.

· Принцип объективности

Принцип предполагает опору при разработке программ, методов, технологий охраны здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения в системе образования на научные исследования, экспертное мнение, отказ от метода «проб и ошибок» и опоры на «здравый смысл».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: