Принципы образования и воспитания

применительно к предмету концепции (механизмам и условиям формирования, развития и укрепления основ самосохранительного поведения) — это общие требования, определяющие обучение и воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению работы для формирования, развития и укрепления здоровья обучающихся. Данные принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

· Принцип связи с социокультурной средой

Он означает, что формирование самосохранительного поведения должно быть целенаправленным и строиться в соответствии с требованиями общества, перспективы его развития, отвечать его потребностям. И при этом быть реалистичным, то есть учитывать социальные, культурные и прочие возможности индивида в контексте его общественной жизни.

· Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности обучающихся

Этот принцип состоит в том, что педагог, ведущий обучение или воспитательную работу, содействует организации разных видов самосохранительной деятельности ученика, стимулирует его активность, сохраняя за собой руководящую роль.

Так, при развитии когнитивного компонента установки к ССП у школьника, врач дает лишь часть информации для формирования представления об успешной самосохранительной деятельности и образе жизни в целом, способствующем предохранению от заболеваний или повышению качества жизни у больного человека. Информация должна носить незавершенный характер, чтобы «эффект незавершенного действия» способствовал активизации сознания самого школьника.

· Принцип целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса

Данный принцип требует организации многостороннего педагогического влияния на личность ребенка (подростка) через систему целей, содержания, средств воспитания с учетом максимально возможного числа факторов воспитательного процесса.

Дело в том, что средства и методы обучения и воспитания обусловлены как содержанием самого процесса, так и и во многом индивидуальными свойствами обучаемого. Если, скажем, целью является усиление ответственности юноши за контроль над соблюдением санитарно-гигиенических правил, которые, к примеру, провоцируют рецидивы простудных заболеваний, может проводиться превентивная методическая работа, ориентированная на потребность в получении высокого статуса, достижения успехов (в том числе у противоположного пола). Воспитательная работа с подростком будет строиться с учетом его потребности в общении, признании и уважении и апеллировать к его кумирам и авторитетам. Если в первом случае скорее всего используется индивидуальная работа, то во втором - будут более эффективны групповые формы воспитания.

· Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

Это один из классических принципов отечественной педагогики. Он предполагает организацию воздействий на самосохранительные установки, ценности и другие характеристики личности в группе, через общение, что требует от педагога компетенций в области межличностных отношений и групповой динамики.

· Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

Выбор средств и методов работы с детьми, подростками и юношами осуществляется в зависимости от их возрастных особенностей и индивидуальных различий (темперамента, характера, уровня интеллекта, особенностей воспитания и образования). Молодые, гибкие в организации поведения, отзывчивые и жизнерадостные индивиды с хорошим интеллектом и высоким уровнем культуры будут успешнее осваивать методы формирования и развития основ ССП. Студенты охотнее используют методы ССП, опыт применения которых имеется у них самих или авторитетных для них личностей независимо от их профессиональной принадлежности. Данный принцип может формулироваться как когнитивная адекватность— соответствие характера и содержания социально-психологических и педагогических мероприятий и методов воздействия интеллектуальному, психическому и социальному развитию обучающихся.

· Принцип единства действий и требований субъектов охраны здоровья (педагога, врача, семьи и значимых для обучаемого социальных групп)

Поскольку механизмы охраны здоровья находятся под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья пациента и референтные группы, необходимо обеспечить единые и согласованные действия всех участников образовательного и воспитательного процесса.

· Принцип преемственности

при формировании самосохранительных аттитюдов и поведения, предполагающий обеспечение непрерывности и последовательности реализации этого процесса с учетом особенностей каждого этапа онтогенеза и развития личности.

· Принцип опережающего развития

означающий обеспечение максимально раннего (на этапе первичной социализации, когда воздействия, направленные на формирование установок, простейших навыков и стереотипов поведения, наиболее эффективны), заблаговременного здоровьеобучающего воздействия на личность, предваряющего освоение индивидом саморазрушительных форм поведения и необходимость принятия проблемных решений.

Все принципы образования и воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть формирование охраны здоровья в стенах образовательных учреждений и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике воспитания самосохранения у обучающихся.

Принципы преактивного и интерактивного планирования

Эти принципы противостоят типичной для российского общества и системы образования реактивной стратегии, которая предполагает реагирование на уже произошедшие события и перемены и, следовательно, способна обеспечить лишь вынужденную адаптацию к уже произошедшим иизменениям, без попыток изменить условия в своих интересах.

Преактивная стратегия планирования опирается на децентрализацию и инновационность, ускорение темпов изменений, управление по целям, дающее возможность предсказания будущего и подготовки к нему. Интерактивная стратегия означает, что планирование улучшения здоровья обучающихся есть не что иное, как проектирование желаемого будущего и нахождение путей его построения, поэтому ее целью является максимальное развитие способностей к самосохранению у детей и молодежи. Успешное функционирование и развитие образования как института охраны здоровья и формирования самосохранительного поведения требует отказа от принципа реактивности в пользу преактивной и интерактивной стратегии планирования. Интерактивное планирование тесно связано с превентивной адаптацией к возможным переменам в жизнедеятельности сегодняшних дошкольников, школьников и студентов.

Все вышеперечисленные принципы концепции охраны здоровья как функции института образования являются взаимосвязанными, предполагают и взаимоусиливают друг и друга и, следовательно, требуют одновременной реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: