Тема 8. Новгородская церковная архитектура

1. Новгородская архитектура XI-XII вв.

2. Новгородская архитектура конца XIII-первой половины XIV вв.

3. Новгородская архитектура 1430-1470 –х годов.

Церковное искусство средневекового Новгорода являлась и является объектом исследования многих ученых. Интерес к ней оформился еще в XIX столетии, когда стали вы­рабатывать принципы реставрации памятников древнерусской архитек­туры, собирать предметы новгородской старины – иконы и богослужеб­ную утварь, пытаясь систематизировать их и включить в контекст миро­вого художественного процесса.

Интерес к Новгороду был вызван, прежде всего, памятью о его ве­ликом историческом прошлом, о его республиканском времени. Кроме того, ход русской истории определил Новгороду особое место и в смыс­ле сохранности памятников средневековья. Его не коснулись разруше­ния периода монголо-татарского нашествия, обошли стороной карди­нальные преобразования петровского и екатерининского времени. И несмотря на колоссальный ущерб, нанесенный городу и его памятникам во время Второй мировой войны, он и сейчас является хранителем огром­ного древнерусского художественного наследия, включающего произве­дения XI–XVII вв.

ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НОВГОРОДА с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса, расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим – Старая Ладога, отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу.

В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень, расположен так называемое Рюриково городище. С начала 12-го века оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названием Городище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессе сложения в Новгороде вечевой республики. Но археологические раскопки вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду – к концу IX – началу X веков. Есть основания предполагать, что именно по отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получил название "Новый город". Подобные "передвижения" на более удобную территорию были характерны для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростом их в процессе феодализации.

1. Новгородская архитектура XI-XII в.

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдием и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский престол свои старших сыновей. Вплоть до середины XII в., княжеская власть в Новгороде располагала немалыми правами, и неисчислимые богатства города могла расходовать на монументальное строительство. Основная черта церковной архитектуры этого города – величественность и огромные размеры сооружений.

В 1045 -1050 гг. повелением князя Владимира Ярославовича, «посаженного» в Новгороде отцом Ярославом Мудрым, возвели один из самых главных и известных соборов Древней Руси – Софию Новгородскую. Храм стал символом Новгорода, и даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «За святую Софию!» Собор построен из плинфы и камня. Все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом». Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В середине храма – крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом.

Соотношение с Киевским Софийским собором. Каменный Новгородский Софийский собор был заложен только восемью годами позже киевского. Не смотря на то, что основанные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской во многом совпадают, они производят совершенно различное впечатление. Тринадцать куполов Софии Киевской как бы постепенно от господствующей центральной главы к боковым, переходят в основной храмовый объем. Новгородский храм выглядит суровее, монументальнее и компактнее, пять его мощных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него Стены Соф Киевской «дышат», наступая на зрителя и отступая от него, создавая гармонию ниш, окон, полукружий и малых куполов. Внешний облик северного Софийского собора гораздо строже, его стены массивней, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» пространства, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создает впечатление необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прорезают» внутрихрамовое пространство, разделяя его на граненые кубические зоны. Новгородская София сохранилась великолепно. Когда архитектор Суслов ее исследовал, он открыл, что она почти полностью сохранена. По сравнению с Киевом она более компактная. Южный фасад: есть свод треугольной формы. На восточном фасаде есть своды четверть цилиндрической формы. Зондаж кладки обнаруживает новгородскую особенность – включение в кирпичную стену белых известняковых плит. Врата пришли очень сложным путем из Германии и оказались в главном портале Софийского собора. Здесь синтез работы романского немецкого мастера и русского мастера, который добавил что-то от себя. В нижнем уголке врат есть его автограф – фигурка с инструментом и подписью «Мастер Авраам». Строили собор мастера из Киева, после чего они построили Полоцкую Софию и вернулись обратно в Киев. В XI в София Новгородская возвышалась громадой розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Позднее храм был отштукатурен, и белые стены его стали в еще большей степени восприниматься как сплошной, непроницаемый плотный массив, создающий впечатление бесстрастной и величественной простоты. Собор изнутри был расписан фресками, из которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков и некоторые другие.

Таким образом, Новгородская София являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы.

Начало XII в. Дает Новгороду целую серию больших каменных построек – собор Николая на Ярославовом дворище (1113), Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре (1119), церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1127), дошедшую до нас в реставрации XV в. Почти все эти соборы являются княжескими сооружениями. По имени, известен один из мастеров – Петр, который построил Георгиевский храм. Самый плохо сохранившийся – храм Благовещения на городище. В начале XII века новгородским князем был сын Владимира Мономаха Мстислав, получивший впоследствии историческое прозвище Великий. В годы его княжения новгородская архитектура обогатилась несколькими монументальными постройками. В 1113 году был заложен Николо-Дворищенский собор, а несколько позднее – собор Рождества Богородицы.

Однако наиболее известным архитектурным памятником той эпохи является Георгиевский собор Юрьева монастыря, строительство которого началось в 1119 году. По размерам церквей разных эпох он уступает лишь Софийскому собору. Собор расположен на возвышенном берегу реки Волхов в живописной местности, недалеко от озера Ильмень. Архитекторы следовали правилу, согласно которому сооружение должно прекрасно гармонировать с окружающей его природой. Этот собор отличается лаконичностью форм и строгостью пропорций. Четыре мощных столба делает пространство храма на три нефа, необычайно высоки арки сводов, хоры расположены также очень высоко. Фасады здания прорезаны многочисленными окнами. Храм увенчан тремя мощными куполами разной высоты и размера. Один из куполов завершает пристроенную к основному зданию квадратную башню с лестницей, ведущей на хоры. Число глав символизирует Святую Троицу, триединство Бога. Специалисты считают, что этот собор представляет высшую точку в развитии «княжеской» архитектуры Новгорода.

Связывать русское зодчество XI-XII вв. только с Византией, недостаточно: в нем немало общеевропейских черт, т.н. «романского» стиля: большие массы, толстые стены, узкие световые проемы, парадная обработка входов (порталы), даже своеобразный вариант дозорных башен. Но общеевропейский тип своего времени русская архитектура воплотила по-своему. Искусство каждого великого народа определяется сочетанием собственных начал с широким международным культурным потоком. Наряду с другими русскими культурными центрами, Новгород уже в XI-XII вв. создал свой особый вариант европейской феодальной архитектуры.

Из названных выше древних новгородских соборов, составляющих единую цель, ни один не повторяет буквально другого. Центральный, самый ранний, Собор Софии в Кремле – вместе с тем и самый грандиозный и торжественный. Дворищенский собор св. Николая, имевший подобное Софии симметрическое пятиглавие, был трехнефной шестистолпной постройкой меньших размеров. О существовании при нем башни неизвестно, вероятно ее не было. Антониевский и Юрьевский соборы, сохранявшие общий с Никольским шестистолпный план, имели существенную особенность в виде уменьшенного числа и ассиметричного расположения глав: последних у них, собственно, по две – одна центральная и вторая над юго-западным угловым членением; третья глава над башней. Башни – у Антониевского собора – круглая, а у Юрьевского квадратная в плане, - носят характер придатка к северо-западному углу здания.

При индивидуальном разнообразии, есть, тем не менее, у памятников раннего новгородского зодчества общие черты, очевидно обусловленные складом местного художественного мышления. Это, главным образом, стремление простыми средствами достигнуть внушительности и величия.

Ранние новгородские соборы самыми массами, вытянутыми вверх фасадами и мощным подъемом апсид, сдержанной обработкой тех и других производят очень сильное впечатление. Но его надо характеризовать именно чертами простоты, а не суровости и аскетизма, как это иногда делают. «Аскетическим» не был внешний вид даже самых огромных новгородских соборов. Стены Софии радовали глаза и веселили сердца своими открытыми аркадами и живописной кладкой из свободно расположенных разных по величине камней, обрамленных фресками из розового раствора; стены других соборов – ритмом своих окон и ниш.

Можно отметить, что новгородские церкви XII в. «малой формы», как например, Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице, далеко уступающие княжеским соборам в строительном мастерстве, отличаются такою же простотою и монументальностью.

Вдумываясь в эти черты ранней новгородской архитектуры, можно усмотреть в них нечто общее, роднящее их с другими сторонами новгородской культуры того периода: с простотой и монументальностью колорита древних новгородских живописных памятников, с лаконичностью проповедей новгородских факторов, деловитостью и отсутствием литературной украшености новгородских летописей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: