Новгородская архитектура конца XIII первой половины XIV вв

Первая половина XIV в. – время особенно важное для архитектуры Новгорода. В этот период складывается послемонгольский вариант новгородской школы, ее красивый и своеобразный стиль.

После монгольского нашествия строительство в Новгороде было восстановлено только в конце XIII в. (церковь Николы на Липне, церковь Федора Стратилата на Щиркове). Следующие 70 лет были годами кристаллизации основных черт новгородского стиля. За это время (судя по летописям) было поставлено и реставрировано более 30 каменных церквей, из которых мы располагаем сведениями лишь о 10. В этот раз можно добавить также церковь Троицы на Рдятине и церковь Михаила Архангела в Пекове, а также церковь Николы в Изборске, которые, как доказал Вл.В.Седов, построены новгородской артелью.

Источником для восстановления строительной традиции послужила архитектура начала XIII в. В конце домонгольского периода в новгородском зодчестве существовали два основных типа храмов: трехапсидный с позакомарным покрытием и одноапсидный с трехлопасным покрытием. Логично предположить, что первые послемонгольские храмы будут повторять эти типы. Церковь Федора 1292-1294 гг. известна нам на уровне плана. Это была трехапсидная церковь, возведенная на месте домонгольского храма нач. XII века и кон. XII – нач. XIII вв., и видимо, повторявшая его основные черты. Церковь была перестроена в XVII в., но позднее здание сохранило позакомарное покрытие - какое было и у церкви 1292-1294 гг.

Другая церковь, поставленная в 1292 г., - Николы на Липне- напоминает церковь в Пермском скиту: у нее также только одна апсида, трехлопастное покрытие, только угловые лопатки. Имеет эта церковь и ряд отличий от домонгольской традиции.

Т.о., новгородское строительство XIII в. Основывалось прежде всего на домонгольском стиле, как бы восстанавливая прерванную традицию. Но этими вариантами зодчие не ограничились. В целом известные храмы конца XIII – первой половины XIV вв. можно разделить на четыре большие группы.

Первая – т.н. «храмы с позакомарным покрытием» (вернее их было бы назвать храмами с равновысокими пряслами, т.к. у всех позакомарное покрытие реконструируется гипотетически). Сюда можно отнести церковь Федора, церковь Михаила Архангела в Пскове и церковь Спаса на Ковалеве. Для подобных храмов характерно использование коробовых сводов, скупое оформление фасадов, разделение их на пресла. Этот тип существовал в Новгороде с середины XII в. По сравнению с домонгольскими храмами, в постройках XIV в. Может быть одна апсида (например церковь Спаса), иначе они оформлены внешне: фасады основного объема почти полностью скрыты за построенными позже, но, возможно задуманными изначально притворами: здесь, видимо, предполагалась иная система окон, нежели в домонгольских памятниках, но проверить это пока не удалось, т.к ц. Михаила не отреставрирована, а церковь Спаса – это реконструкция возможных форм погибшего также не отреставрированного памятника. С определенными оговорками к этой группе можно присоединить и церковь Благовещения на Городище. В ее архитектуре отмечаются многочисленные отступления от новгородской традиции: ступенчатые и подпружные арки, необычно большое количество оригинально расположенных окон на апсиде, двухступенчатые лопатки с плитами поперек лопаток на высоте 7,5 и 115 м.

На данный момент было предложено всего одно объяснение происхождения этих элементов. Вл.В.Седов возводит ступенчатые подпружные арки к зодчеству Северо-Восточной Руси. Но прочие элементы нам не известны, так что оно вряд ли может быть источником всех форм церкви Благовещения. Теоретически возможно вывести эти формы из домонгольской традиции: в ней известны многие из перечисленных элементов, но в других контекстах – на апсидах XII в. Присутствует иной принцип оформления, плиты поперек лопаток в домонгольских храмах расположены в интерьере и, кроме того, в целом архитектура ц. Благовещения не может быть трактована как стремление имитировать разрушенный домонгольский храм. Можно предложить третье объяснение: все вышеуказанные черты типичны для многих византийских балканских школ. Они известны в Византии, Греции, Сербии, Болгарии. XIV в. Для Новгорода – эпоха активных контактов с Византией и Балканскими странами: на это время приходится второе южнословянское влияние, новгородцы часто совершают паломничества в Константинополь и Святую землю. Кроме того, особая важность строительства позволяет предположить, что для возведения ц. Благовещения мог быть специально приглашен известный зодчий, знакомый с архитектурой южнословянских стран. Последний из известных храмов первой половины – ц.Спаса на Ковалеве – был построен в 1345 г. Возможно, тогда же тип перестал существовать – в следующий раз он был применен только в строительстве Евфимия Второго в середине XVв.

Вторая группа: храмы с одной апсидой и трехлопастным покрытием. В этой группе особняком стоит ц. Николы на Липне, а остальные храмы хронологически были сооружены достаточно компактно: в 50-х – 60-х гг. XIV в. Это церковь Успения на Волотове, ц. Михаила Архангела на Сковородке, ц. Знамения на Ильине, ц.Троицы на Редятине. Так как церковь Михаила погибла не исследованной, а две известные церкви известны только по раскопкам, единственным достоверным источником кроме ц. Николы является ц. Успения. Это одноапсидная церковь с трехлопастным завершением фасадов, коробовыми сводами в угловых частях и округлыми внизу столбами. Во внешнем оформлении ее господствует крайний лаконизм: на фасадах отсутствуют даже угловые лопатки, а единственным декоративным украшением является поясок на барабане. Также в этой церкви впервые появляется позднее широко распространенная в Новгороде схема расположения окон и дверных проемов: одним вертикальным рядом по середине фасада. Судя по последним исследованиям церкви Михаила и Троицы были оформлены подобным образом.

Данный тип впервые возник в Новгороде в начале XIII в. (церковь в Перынском скиту). После монголького нашествия он представлен ц Николы, а в середине века – остальными рассмотренными церквами. Последние имеют важное отличие: исключительно лаконичное даже для Новгорода декоративное оформление. После середины 60-х годов этот вариант храма исчезает, оставив в наследство новгородской архитектуре трехлопастное покрытие и схему расположения окон и дверей.

В третью группу можно выделить несколько храмов: ц. Николы Белого, ц. Николы в Изборске, перестройку 1345г. ц.Пятницы на Торгу. Для них характерно сочетание следующих черт: одна апсида, щитовое покрытие, коробовые своды, лопатки, трех – или многолопастная арка на фасаде. Лучше всего нам известны формы церкви Николы Белого, реставрированной Г.М.Штендером. Внутри церковь решена типично для Новгорода: квадратные столбы, пониженные подпружные арки, замкнутые угловые каморы. Но, несмотря на небольшие размеры, все ее формы очень монументальны и динамичны, это особенно заметно во внешнем облике: наклонные стены, крупная апсида, уравновешивающаяся притвором с запада. Внизу фасадов голые стены образуют статичный постамент для средних и верхних частей фасадов, несущих декоративные детали (средние лопатки, многолопастную арку, окна). Видимо, в древности заложенное в фасадах четверика ввысь находило развитие в формах барабана, но современный барабан поставлен в XVII в., возможно, именно из-за этого окна храма кажутся непроницательно крупными.

Этот тип появляется в Новгороде только в первой половине XIV века От других типов он отличается прежде всего богатым внешним оформлением. Именно из него развивается позже «классический» новгородский стиль; изменения были внесены незначительные: трехлопастное покрытие вместо щитового, полубоковые своды вместо коробовых, усиление роли декоративных элементов.

Если повествуя о первых трех группах храмов, к ним можно было (с некоторыми оговорками) применять термин «тип», то четвертая группа им обозначена быть не может. В ней есть один лишь храм, но он уникален для новгородской архитектуры первой половины XIV века. Это церковь Михаила Архангела на Торгу. Храм отличается исключительной удлиненностью по линии 3В, она обладает вытянутым планом, прямоугольными вытянутыми столбами, далеко вынесенной апсидой. Церковь сохранилась на высоту 1-1,5 метра и из-за своей уникальности пока не может быть реконструирована в первоначальных формах. Говорить о ее внешнем оформлении также не возможно. Можно вспомнить, что на церкви Николы Белого декоративные элементы расположены, в основном, в верхних частях фасадов. Наиболее близкими аналогиями формам этой церкви являются небольшие болгарские базилики.

В заключении можно кратко обрисовать путь развития новгородской архитектуры конца XIII – первой половины XIV веков. Конец XIII века характеризуется обращением к архитектуре непосредственно предмонгольской эпохи: об этом говорят формы церкви Федора Стратилата на Щиркове и церкви Николы на Липне. Первые 15 лет XIV в. Время поиска новых решений, новых форм. В то время появляется новая (третья) группа храмов, церковь Михаила на Торгу. Архитектура последующих 20 лет неизвестна, а 40-е годы представлены только пятью церквями разнообразных форм (можно, например, сравнить церковь Благовещения на Городище, церковь Спаса на Ковалеве и, возможно чуть раньше, церковь Николы в Изборгске).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: